Под руководством Генерального Прокурора Берика Асылова состоялось заседание Координационного совета Казахстана по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью, на котором обсуждались меры противодействия мошенничеству. На заседании отметили, что в прошлом году жертвами мошенников стали 44 тысячи граждан Казахстана, причинив общий ущерб на сумму 140 миллиардов тенге. В мероприятии участвовали представители Администрации Президента, Верховного Суда, а также главы государственных органов и другие заинтересованные лица, передает Bizmedia.kz со ссылкой на Генеральную прокуратуру.
На заседании было отмечено, что за прошлый год жертвами мошенников стали 44 тысячи граждан Казахстана, а общий ущерб составил 140 миллиардов тенге. Указано, что злоумышленники активно используют современные IT-технологии и психологические приемы для обмана населения.
В ходе заседания был показан фильм, посвященный борьбе с мошенничеством
Часто используются такие методы интернет-мошенничества:
Телефонное мошенничество
Используя IP (SIP)-телефонию, злоумышленники подменяют номера телефонов, даже находясь за границей Казахстана. Они звонят и сообщают о подозрительных операциях на счете, предлагая клиенту перевести деньги на «страховой счет» для их защиты. Иногда просят установить программы удаленного доступа (TEAM VIEWER, ANYDESK, RUSTDESK и т.д.), чтобы получить доступ к паролям и логинам.
Фишинг — мошенничество через рассылки
Злоумышленники просят перейти по ссылке на поддельный сайт и ввести данные карты. Это используется для доступа к онлайн-банкингу и вывода денег на чужие счета.
Брашинг — вид мошенничества на онлайн-платформах и объявлениях.
Преступники вынуждают жертв оплачивать товары, которые либо не отправляются, либо заменяются фальшивками.
Дипфейки — применение социальной инженерии и искусственного интеллекта.
Злоумышленники подделывают идентичности или создают новые, чтобы получить доступ к банковским счетам и кредитам.
Финансовые пирамиды и инвестиционные проекты
Мошенники размещают фейковые посты в соцсетях и рекламные баннеры, обещая быстрый и высокий доход.
Что делает прокуратура?
Для борьбы с мошенничеством правоохранительные органы принимают меры. Совместно с операторами связи заблокировано более 44 млн подозрительных звонков, что снизило количество мошенничеств на 30%.
В 2023 году МВД организовало Центр по борьбе с киберпреступностью и внедрило подразделения «КиберПол» в местные полицейские департаменты. Благодаря этому удалось раскрыть более 3,8 тысяч преступлений, вернуть гражданам 850 миллионов тенге и привлечь к ответственности 1891 человека. Также правоохранители удалили свыше 500 мошеннических объявлений в интернете и разоблачили 57 киберпреступных групп.
Одна из таких групп, размещая объявления на казахстанском сайте из Турции, обманула 52 граждан на сумму 78 млн тенге за несуществующие автомобили. Участники группировки арестованы, организатор объявлен в розыск.
Также ликвидирована деятельность кибермошенников в Шымкенте, которые, обзванивая граждан, присвоили более 180 млн тенге. Заблокировано 2,5 тысячи ресурсов с незаконным контентом, из которых 1,3 тысячи были мошенническими.
Через специальные группы Cyberbot в мессенджерах за месяц удалено более 300 мошеннических ресурсов. Проводится масштабная информационная кампания: опубликовано свыше 20 тысяч материалов, раздаются буклеты, отправляются СМС.
На базе Национального Банка готовится запуск Анти-фрод центра для блокировки подозрительных транзакций. По итогам Координационного совета будут предложены рекомендации. Генеральный Прокурор подчеркнул необходимость партнерства всех уполномоченных органов и граждан для эффективной борьбы с мошенничеством, призывая казахстанцев быть внимательными.
В итоге, за 2 года к уголовной ответственности привлечено около 9 тысяч мошенников, возмещено 24 млрд тенге ущерба, арестовано имущество на сумму 68 млрд тенге.
Другое дело — защита бизнеса
Ранее сообщалось, что в результате судебного разбирательства в Алматы польская компания АО «Exalo Drilling» успешно оспорила доначисление свыше 600 млн тенге корпоративного налога. Министерство финансов Казахстана не признало сертификат резидентства компании, что привело к спору, который был урегулирован после вмешательства Генеральной прокуратуры. Польская сторона подтвердила статус резидента, и налоговый орган пересмотрел своё уведомление, заключив мировое соглашение.