В первом квартале 2024 года дефицит государственного бюджета Казахстана увеличился на 24,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, передает Bizmedia.kz.
Основные доходы бюджета формировались за счет налога на добавленную стоимость и прочих поступлений. Затраты на социальную сферу и государственное управление составляли значительную часть бюджета, при этом расходы на государственное управление выросли, а на социальные нужды уменьшились.
Государственный долг Казахстана в национальной валюте увеличился на 3,2%, в то время как внешний долг сократился на 9,9%.
Стоит отметить, что в первом квартале 2024 года только Кыргызстан среди стран ЕАЭС завершил бюджет с профицитом. В Армении, в отличие от аналогичного периода прошлого года, профицит сменился дефицитом. В Казахстане дефицит увеличился на 24,2%, а в России — снизился на 85,8% (почти на 1,8 трлн рублей). Об этом говорится в отчете Евразийской экономической комиссии, где данные по Беларуси не указываются.
Дефицит бюджетов:
- Россия: 295 млрд рублей ($3,3 млрд), в прошлом году — 2 трлн рублей ($28,7 млрд);
- Казахстан: 1 трлн тенге ($2,3 млрд), в прошлом году — 830 млрд тенге ($1,8 млрд);
- Армения: 900 млн драмов ($2 млн), в прошлом году — профицит 60,9 млрд драмов ($200 млн).
Кыргызстан завершил квартал с профицитом бюджета в 5,8 млрд сомов ($100 млн), в прошлом году был дефицит 2,4 млрд сомов ($27 млн). Это достигнуто за счет 20%-ного роста доходов.
Россия сократила дефицит благодаря увеличению доходов федерального бюджета на 53,6%, что объясняется низкой базой начала 2023 года.
В Армении дефицит возник из-за увеличения расходов на 24%. В Казахстане расходы выросли лишь на 2%, но доходы снизились на 2%.
В Казахстане налог на прибыль составляет 19% доходов (у других стран ЕАЭС 6-10%), НДС — 27% (у других стран — 31-47%).
В Казахстане доля налоговых поступлений снизилась, а поступления от внешнеэкономической деятельности выросли по сравнению с прошлым годом.
В первом квартале этого года доля расходов на социальную сферу в Кыргызстане, Казахстане и Армении немного снизилась, тогда как расходы на общегосударственные нужды и национальную экономику увеличились.
Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Идеально, когда бюджет сбалансирован, но различные факторы (экономические, политические, природные и др.) часто приводят к тому, что доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все расходы. Принцип сбалансированности бюджета важен: расходы должны соответствовать сумме поступлений, включая доходы и заимствования. Наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности, если расходы равны суммарным поступлениям. Несбалансированный бюджет, где расходы превышают поступления, нереален для исполнения.
Бюджет с профицитом также вызывает негативные последствия: снижение эффективности использования средств и нагрузка на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основное требование к органам, составляющим и утверждающим бюджет.
Сбалансированный бюджет — основа нормального функционирования органов управления государства и его регионов. Дефицит бюджета или кассовый разрыв могут привести к задержке финансирования учреждений, срыву сроков выполнения заказов и неплатежам в хозяйстве. Идеальный вариант — бездефицитный бюджет, где расходы соответствуют доходам. Однако в реальной экономике это сложно, иногда невозможно. Если дефицит неизбежен, приходится привлекать источники финансирования дефицита.