Банки уже 4 года зависают в ситуации, при которой получают сверхприбыли, когда реальные доходы населения снижаются. Производство кредитуется, в основном, за счет государства. Эти факты указывают на наличие серьезных дисбалансов в финансовой системе. Наконец, президент страны выступил с жестким заявлением, обвинив банки в расслабленном заработке триллионов тенге, а правительство и Нацбанк — жонглировании терминологией МВФ вместо включения мозгов для решения проблем.

Банки мало заимствуют бизнесу, зато заработали 3 трлн тенге за год
«Доля (банковских — Bizmedia.kz.) займов бизнесу стабильно остается на низком уровне и составляет 38%. В то же время банки второго уровня только в 2025 году сумели, как говорится, «легко и непринужденно» заработать около 3 трлн тенге», — сказал президент Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства Казахстана.
На долю банковской сферы приходится 84% совокупных активов финансового сектора страны. Много говорим об условиях возврата банков к естественной роли — основного источника финансирования экономики, но каждый раз находятся, по его оценке, отговорки. В результате, были мошеннические схемы в банковской системе, после чего крупные, системообразующие банки, несмотря на огромную госпомощь, падали и продавались, буквально, за $1.
Сейчас же стали говорить о высокой стоимости привлечения денежных ресурсов для самих банков, что, дескать, препятствует финансированию ими экономики.
Очевидно, по его оценке, что единственный путь обеспечения доступного кредитования — это стабилизация и снижение инфляции, а затем и рыночных ставок.
В этом важна системная, слаженная работа правительства и Нацбанка. Следовать рекомендациям МВФ и жонглировать его терминологией — дело нехитрое, а самим включить мозги, чтобы хотя бы попытаться решить многочисленные проблемы, это — уже работа другого порядка, жестко высказался президент Токаев.
Цена привлечения денежных ресурсов для самих банков — 11%
Цена привлечения денежных ресурсов для самих банков — не такая высокая и корень проблем недофинансирования банками бизнеса — в регуляторных процентных арбитражах, считает эксперт.
— Несложно посчитать, во сколько на самом деле сейчас обходится фондирование банкам. Все обязательства банков составляют порядка 60 трлн тенге, тогда как выплаченные вознаграждения за пользование деньгами составили 5,26 трлн тенге, что соответствует 8,77%. Понятно, что внутри есть валютные обязательства, которые банкам обходятся примерно под 1%, при том, что безрисковое переразмещение составляет около 3,5%. Долларизация — примерно 23%, значит ставка по тенговым обязательствам обходится сектору примерно под 11,09%. Это и есть реальная стоимость привлекаемых тенге БВУ в пассивах, тогда как ставка безрискового переразмещения равна 17%, пишет экс-глава банка Центркредит и экономист Галим Хусаинов.

Вся сверхдоходность банков вызвана перекосами, созданными в привлечении пассивов банками, так как текущие счета привлекаются под 0% из-за запрета на начисление процентов по текущим счетам. Так же — с валютными депозитами и остатками с предельной ставкой в 1%.
В классических небольших экономиках прибыль банков формируется за счет части прибыли бизнеса и доходов физлиц, полученных в результате кредитования, инвестиций в ценные бумаги и использования расчетной инфраструктуры. Это — упрощенная модель, но ключевой принцип — банки не могут существовать без реального сектора экономики.
На этом фоне ситуация, при которой банки уже 4 года получают сверхприбыли, когда реальные доходы населения снижаются, а реальный сектор кредитуется в основном за счет государства, явно указывает на наличие серьезных дисбалансов в финансовой системе.
Формально, рост прибыли за 2025 год составил 6,6%, но если сделать корректировку на отмену налоговых льгот по КПН на ГЦБ и добавить единовременный убыток от досрочного возврата госпомощи, то рост прибыли банков в 2025 году будет существенно выше инфляции. По оценкам Хусаинова, реальный темп роста прибыли банков составит порядка 16%.
Концентрация в секторе усиливается, отмечает Хусаинов. Так, на ТОП-6 БВУ сегодня приходится: 73,5% всех активов сектора, 82,4% всей чистой прибыли. По сравнению с 2024 годом доля по активам выросла на 0,6 п.п., а доля по прибыли — на 3,8 п.п. И при этом, два банка из ТОП-6 досрочно вернули госпомощь. После полного поглощения Home Credit Bank ForteBank концентрация вырастет еще сильнее.
Больше всего от этого выигрывают акционеры крупных банков, которые продолжают зарабатывать сотни миллиардов тенге на арбитраже в условиях высокой базовой ставки. А высокая ставка сохранится, как минимум, весь 2026 год и часть 2027-го, считает эксперт.
Общая прибыль, приходящаяся на три крупнейших публичных банка, в списке публичных банков Kaspi Bank отсутствует, так как публичным является Kaspi.kz, который банком не является, составляет 1,4 трлн тенге.
[Получается, исходя из данных Нацбанка, эти три банка: Халык, ЦентрКредит и ForteBank: 977 млрд, 240 млрд и 182 млрд тенге прибыли на 1 января 2026 года, соответственно. Итого: 1 399 млрд тенге.]
Это равно, по данным экс-банкира, почти 50% прибыли всего сектора. Общая прибыль от арбитража по этим трем банкам, составляет 538 млрд тенге, или 38% от всей прибыли.
Таким образом, без регуляторных процентных арбитражей, рентабельность капитала крупных банков возвращается к экономически нормальным уровням, заключает Хусаинов.
Все вышеизложенное — мое субъективное мнение. Расчеты — оценочные, основаны на открытых источниках и требуют более глубокого анализа, добавляет Хусаинов.
Проверка клиента комплаенсом банка
Нововведения регуляторов пока не мотивировали к финансированию экономики банки, которые, похоже, все ещё адаптируются.

Наша компания занимается продажей автомобилей с пробегом. Почти год мы не вели продаж, но не сидели на месте и нашли стратегического партнера на нашем же рынке, пишет в Meta пользователь Анатолий Данилов.
Заключили соглашение на 600 млн тенге, которые при поступлении начали использовать: на оплаты физлицам за автомобили и иным контрагентам за услуги.
В какой-то момент наш обслуживающий @berekebank заблокировал счёт, на котором на тот момент было более 100 млн тенге. Как выяснилось, нас взял комплаенс банка на проверку. По запросу банка мы предоставили все документы, и вчера получили письмо о том, что банк расторгает с нами договора на обслуживание и при наличии денег на счетах просит предоставить платёжный документ для перечисления остатка денег.
[Комплаенс контроль мониторит, координирует и контролирует нарушения законов и внутренних документов банка. Банки соблюдают требования, в том числе, OFAC и FATF]
Мы сразу же предоставили платёжный документ, но, счёт до сих пор заблокирован, и мы не можем перевести свои деньги в другой банк.
Утром позвонил менеджеру, он дал ответ от комплаенса, что мы всё ещё на проверке. Вот, не могу понять, если с нами расторгают договора об обслуживании и просят дать документ на перевод средств в другой банк, то на какой ещё проверке мы можем находиться?
Из-за того, что комплаенс затягивает проверку, у нас срываются сделки, мы не можем поставить автомобили нашему стратегическому партнёру, и он тоже нервничает.
Что нам делать, блогеров, что ли, привлекать? Такое ощущение, что у Bereke Bank проблемы с ликвидностью, и они пользуются нашими деньгами. У кого сейчас такие же проблемы с этим банком?
— Кешем много проводите? Может, поэтому они так рефлексируют? — спрашивают его.
— Нам упал безнал, мы так же безналом своим клиентам и контрагентам. Кэша в сделках нет.
Bereke Bank сначала извинился и сообщил, что обращение клиента принято в работу, а затем пояснил: «Уважаемый Анатолий Данилов, мы понимаем обеспокоенность и влияние подобных ситуаций на бизнес-процессы и обязательства перед партнёрами. Проверочные мероприятия проводятся банком в рамках требований законодательства (…). Проверочные мероприятия и расторжение договора банковского обслуживания, это — разные процедуры, поэтому проверка может продолжаться до её завершения независимо от статуса договора. Ответственные подразделения банка сопровождают ситуацию (…). Как только предусмотренные законом процедуры будут завершены, операции по счёту будут проведены в установленном порядке. Отмечаем, что данные процедуры не связаны с вопросами ликвидности банка».
Почему банки могут затягивать с комплаенс проверкой
[Сроков комплаенс проверок в открытых документах банков и регуляторов найти не удалось]
Фильтровать сомнительные операции банки обязывают требования регулятора. По данным участников рынка, в некоторых случаях блокировки затягиваются на несколько месяцев. В обычных условиях деньги после закрытия счета должны вернуть не позднее недели после подачи заявления. Проверки транзакций позволяют эти рамки расширить.
Помимо требований закона, банки используют время проверок, чтобы предложить клиенту новые условия и не допустить его ухода.
Если у клиента какие-то сложности будут возникать, то можно направлять жалобы в Нацбанк или в АРРФР. Уже в крайнем случае — обращаться в суд.
Длительные задержки — от нескольких месяцев до года, возможны в случае проблем в документах клиента или проверки иностранных контрагентов. Кроме того, основанием для этого могут стать и подозрительно большие для частного клиента обороты.
Субъекты малого и среднего бизнеса столкнулись с тройным вызовом: макроэкономическим, регуляторным и управленческим. Дорогие деньги, волатильный спрос, ужесточение конкуренции и налоговые реформы требуют от компаний грамотного управления денежными потоками.
Финансовая грамотность стала критическим условием для сохранения бизнеса. Она помогает МСБ управлять ресурсами предприятий, снижать риски, привлекать инвестиции и принимать обоснованные решения — делает бизнес более конкурентоспособным и стабильным.
Эксперты отмечают, что финансовая и юридическая безграмотность предпринимателей нередко становится причиной серьезных проблем: от штрафов и претензий госорганов до полного закрытия бизнеса.
Более половины компаний МСБ в первые два года закрываются как раз по причине низкой финансовой грамотности. Несмотря на доступность образовательных программ и консультаций, уровень вовлеченности — низкий. Среди причин: недостаточная информированность бизнеса, нехватка времени и недоверие к институтам поддержки.
Ипотека – под 0,48% годовых
Ипотека – под 0,48% годовых, это – реально. Но не у нас, не в Казахстане. У нас – двузначные цифры ставок по ипотеке.
Повышение кредитной ставки для ипотеки — 0,48% годовых теперь будет. Под ваше удивление поспешу сказать, что естественно не про Казахстан речь. Это — в Японии. У нас, к сожалению, ставки чуть-чуть выше. Я вот на днях взял в Отбасы ипотеку, ГЭСВ 17,5%, пока три года не исполнится депозиту. И это, по сути, лучшие условия на рынке, в других банках предложения похуже, пишет еще один пользователь Meta, Рамазан Даулетбаев.
Но есть в наших странах и общее — большая закредитованность населения. Правда причины разные. У них кредиты берут, потому что это почти бесплатные деньги. А у нас? — спрашивает Даулетбаев.