Ведомство Светланы Жакуповой неожиданно объявило о «техническом тайм-ауте». Принято решение приостановить действие ограничений, которые должны были отсечь тысячи предпринимателей от участия в программах субсидируемых рабочих мест. Bizmedia.kz разбирался в причинах такой «доброты».

Согласно проекту приказа, опубликованному на портале «Открытые НПА», введение строгих фильтров для работодателей откладывается до 1 апреля 2026 года.
Фильтры отключены
Речь идет о таких программах, как «Молодежная практика», «Первое рабочее место», «Контракт поколений» и «Серебряный возраст». Ранее планировалось, что с 2026 года Электронная биржа труда будет автоматически отказывать в приеме заявок работодателям, попадающим под новые запреты.
Однако теперь Минтруда вводит мораторий на несколько фильтров. Так, приостанавливается норма, запрещающая участие в программах работодателям, которые уже получили госпомощь. Планировалось избежать «двойного финансирования». Например, компания строит дорогу за бюджетные деньги, и нанимает рабочих, которых тоже оплачивает государство. Также, пользоваться условно «бесплатной» рабочей силой запрещалось бизнесу, работающему по госзакупкам в рамках инфраструктурных проектов.
Кроме того, заморожено требование об обязательном наличии регулярных пенсионных отчислений (ОПВ) за работников. Это должно было отсеять «спящие» ИП и фирмы-однодневки. И приостановлена норма, регламентирующая жесткое автоматическое формирование вакансий системой. Вероятно, центры занятости вернутся к более гибкому «ручному» управлению заявками.
Или база «зависла», или показатели «горят»
Портал открытые НПА создавался для общественного обсуждения инициатив власти. Но с некоторых пор госорганы стали ограничиваться кратким «паспортом», который не несет достаточной информации о нововведениях. В своем документе минтруда назвало причину тайм-аута — «в целях совершенствования механизма». Звучит внушительно, но абсолютно неинформативно. Что оставляет пространство для предположений и версий. А их может быть несколько.
Например, возникла техническая проблема. До сих пор не удалось интегрировать Электронную биржу труда с базами минфина и налоговой. И вопрос получения данных о работодателях в автоматическом режиме завис. Вполне вероятно, что на решение минтруда повлияла НПП «Атамекен», поскольку пункт про запрет для тех, кто имеет госзакупки, очень спорный. Например, сельская пекарня поставляет в местную школу булочки. Контракт копеечный, прибыль мизерная, а ей отказывают в субсидиях на зарплату разнорабочего. Так что возможно, что ближе к апрелю некоторые пункты запретов обрастут исключениями.
Есть еще конспирологическая версия. Ведь не исключено, что жесткие фильтры могли отсеять до трети потенциальных работодателей. А это уже удар по статистике трудоустроенных, что может негативно сказаться на показателях ведомства Жакуповой. В пользу этой версии может говорить и такой факт. Приставлено еще одно требование — работодатель, участвующий в программах, обязан дать хотя бы одному субсидируемому сотруднику постоянную работу. С зарплатой уже из своего кармана, а не государственного.