Глава финрегулятора Мадина Абылкасымова доложила президенту о снижении потребительского кредитования за год вдвое. И это, безусловно, хорошая новость, особенно вкупе с сообщением Мадины Ерасыловны о том, что новые кредиты бизнесу Казахстана составили 17,5 трлн тенге, а банками софинансируются 8 синдицированных проектов на 2,3 трлн тенге.

По идее, это добрый знак: еще вчера банки поголовно гнались за массовым и высоколиквидным потребкредитованием в ущерб реальному сектору. О порочности такой политики в Казахстане твердили многие годы — как политики с экономистами, так и сами представители «третьего сословия». И вот — результат!
Правда, его реальные плоды созреют не так скоро, как хотелось бы. И далеко не для всех они будут сладкими. Не случайно же глава Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов вслед за президентом назвал Банк развития Казахстана «банком для избранных». Можно не сомневаться в том, что и другие БВУ продолжат политику «своим — всё, остальным — всё, что останется». Впрочем, такая банковская практика характерна не только для Казахстана.
Стоит напомнить и про оборотную сторону продемонстрированной президенту «медали». Дело в том, что рост объемов и доступности потребительского кредитования позволял «ширнармассам» рядовых казахстанцев хоть как-то удовлетворять свой потребительский спрос в условиях де-факто «замерзающих» — и даже снижающихся под воздействием инфляции — доходов. Не случайно же аналитики отмечают: в некоторых развивающихся странах рост потребительского кредитования активно поддерживается государством через субсидированные кредиты, стимулирование потребления, налоговые льготы, поскольку это ускоряет экономический рост, развивает торговлю, а в конечном итоге — производство. Подобное, к слову, происходит сейчас в соседних Узбекистане и Кыргызстане: там взрывной рост, подгоняемого кредитованием, потребительского спроса уже приводит к рекордному в нашем регионе росту бизнес-активности и общему подъему экономики. Не случайно под занавес минувшего года в кругах МСБ усилились разговоры о возможном «бегстве» к соседям под угрозой нового Налогового кодекса.
То есть, озвученные г-жой Абылкасымовой тенденции, возможно, принесут желаемую отдачу… послезавтра: новые банковские кредиты в реальный сектор обернутся новыми фабриками и фермами с новыми рабочими местами, высокими зарплатами, конкурентоспособной продукцией. Но, повторимся, это будет только послезавтра. А завтра… да что там. Уже сегодня! — миллионам наших сограждан придется забыть о потребкредитах, многие годы поддерживавших их семьи на плаву.
Хотя это можно списать на «неизбежные издержки» поступательного развития экономики… что, по всей видимости, и будет сделано.