В пятницу президент подписал Строительный кодекс, который можно считать воистину революционным для жилищного рынка страны документом. Ведь наведение порядка в строительной отрасли Касым-Жомарт Токаев сделал приоритетом с первых дней своего президентства, когда во время рабочей поездки в свой родной город ставил перед тогдашним акимом Алматы Бакытжаном Сагинтаевым задачу покончить с одной из главных бед мегаполиса — точечной застройкой. Градоначальник взял под козырек и даже организовал онлайн-встречу с горожанами, пообещав «разработать правила, в соответствии с которыми будет введен запрет на застройку исторического центра, точечную застройку и строительство на свободных участках дворовых территорий. Основная задача — сохранить сложившийся исторический облик города. Необходимо восстановить утраченное, вернуть былую славу и неповторимый облик прекрасного Алматы».

Но любые правила, как не раз подтверждала сама жизнь, бессильны, если не обретают силу закона. Впрочем, в наших палестинах строгость новелл закона зачастую компенсируется необязательностью, а точнее — избирательностью их исполнения.
И вот теперь есть надежда на перемены. Во-первых, в разы увеличены гарантийные сроки на жилые дома. А это значит, что застройщика, смухлевавшего на кровле, фундаменте, фасаде и других критически важных элементах, теперь можно будет годами заставлять «замазывать косяки» за свой счет. По идее, для вменяемого девелопера станет нормой строить качественно сразу, а не оплачивать годами (до 10 лет) работу над ошибками из собственного кармана. Во-вторых, появится официальный реестр недобросовестных застройщиков, который станет исправно пополняться после каждого судебного решения о сносе или реконструкции. А в том, что недостатка в таких судебных вердиктах с принятием Стройкодекса не будет, сомневаться не приходится. Не только активисты, вроде мажилисмена Сергея Пономарева, но и сами девелоперы теперь не преминут воспользоваться этой законодательной новеллой для борьбы с конкурентами. Кроме того, в теории боязнь угодить в «черный список» может уменьшить мошенничество в долевом строительстве и повысить ответственность разработчиков проектов, технадзора и госорганов.
Кстати, о чиновниках. По новому закону уголовная ответственность «светит» и им, если суд установит их покровительство «левым» стройкомпаниям. А если еще будет взята на вооружение идея мажилисмена Мурата Абенова показывать аресты «жулья от жилья» в прямом эфире, то жилищный рынок вполне способен превратиться в один из самых прозрачных и законопослушных.
Как оно будет на самом деле — покажет время. Однако уже сейчас очевидно: снижение конкуренции в секторе жилстроительства (которое новый кодекс, безусловно, активизирует) вызовет рост стоимости «первички» — по некоторым экспертным оценкам, от 10–15 до целых 30 процентов, а потенциал «вторички» в этом плане невелик. Да и повышение НДС до 16 процентов приведет к росту себестоимости стройки, каковую непременно заложат в цену для новоселов…
Между тем власти будут всячески подстегивать появление новостроек, ведь решение «жилищного вопроса» — беспроигрышная политическая цель. А значит, в перспективе (довольно далекой, впрочем) не исключен «перегрев» рынка жилья — как в Китае, где новехонькие многоэтажки пустуют чуть ли не целыми городами, — только со скидкой на масштаб…