5 января 2026 года президент Касым-Жомарт Токаев дал программное интервью газете «Turkistan». Это не просто подведение итогов, а скорее ультиматум старой системе и анонс жестких, непопулярных, но неизбежных решений. Bizmedia.kz проанализировал высказывания президента и выделил основные посылы, к чему надо готовиться всем: от получателей пособий до олигархов.

Конец эпохи иждивенчества
Пожалуй, самый болезненный, но честный сигнал прозвучал в адрес социальной сферы. Президент дал понять: государство больше не будет «дойной коровой» для тех, кто привык жить за счет бюджета, используя коррупционные схемы. Первыми под удар попадут две категории: липовые льготники и недобросовестный бизнес в образовании.
Токаев привел шокирующую статистику: в мирном Казахстане насчитывается более 740 тысяч инвалидов.
«Согласитесь, на 20 миллионов населения это многовато, учитывая, что наша страна не участвует в военных конфликтах. Выясняется, что в прошлом сотрудники профильного ведомства записывали своих родственников, например, с диагнозом гипертония, в инвалиды для получения государственной помощи. И таких незаконных действий немало. Поэтому Правительству и правоохранительным органам дано поручение навести порядок», — заявил Президент.
Досталось и «ветеранам» несуществующих войн. Глава государства отметил парадокс: «Советский Союз уже более тридцати лет не существует, а количество «ветеранов» увеличивается, они странным образом молодеют».
Другими словами, в 2026 году нас ждут тотальные проверки МСЭК и списков получателей пособий. Те, кто «купил» справку, рискуют не просто потерять выплаты, но и попасть под уголовную ответственность вместе с врачами.
Вторая мишень — частные школы и клиники, получающие госзаказ. Система подушевого финансирования, призванная развивать конкуренцию, превратилась в кормушку.
«Бюджетные средства также идут в элитные школы, принадлежащие состоятельным предпринимателям, и где родители платят за обучение детей большие деньги. Меня удивляет, почему должностные лица не только потворствовали такой ситуации, но стали ее «творцами» в ущерб интересам государства», — подчеркнул Токаев.
Если перевести с дипломатического языка тезисы Токаева по соцсфере, то финансирование частного сектора за госсчет будет жестко урезано, а критерии получения денег — пересмотрены. Не исключено что нас ждут и перестановки в профильных госструктурах. Работы могут лишиться, те, кто «удивил» президента.
Новая конституция?
Токаев сделал сенсационное заявление: в 2026 году Казахстан ждет очередной референдум. И речь идет не о косметических правках.
«Этот год станет судьбоносным для нашей страны Референдум по конституционной реформе мною уже анонсирован. Сейчас с группой экспертов занят рассмотрением предложений по редакции Основного закона. Планируется внесение такого большого количества изменений, что в совокупности они сродни принятию новой Конституции», — сообщил Глава государства.
Зачем это нужно? Политологи сходятся во мнении, что текущая Конституция, даже с поправками 2022 года, все еще несет в себе черты «суперпрезидентской» системы старого образца. Анонсированная реформа, вероятно, призвана юридически закрепить новую политическую реальность. И окончательно закрыть вопросы о «транзите власти». Нельзя исключать и перераспределение полномочий между центром и регионами. Что может вылиться в долгожданную персональную ответственность чиновников за решения и деяния. Вектор развития страны меняется фундаментально.
Налог и ультиматум
Весь 2025 год шли жаркие споры: правительство настаивало на повышении НДС до 20%, чтобы закрыть дыры в бюджете. Президент вмешался в спор, выступив в роли арбитра, и «сбил» ставку.
«В ходе обсуждений нынешнее Правительство тоже предложило поднять НДС до 20 процентов, но я поручил ему снизить планку на четыре пункта», — заявил Касым-Жомарт Токаев.
Это компромисс и защита бизнеса от шокового сценария. Однако, как выяснилось, эта «скидка» не бесплатна. Взамен Президент фактически выдвинул ультиматум крупному капиталу.
Токаев прямо назвал класс крупных предпринимателей «самым консервативным и малоподвижным». Он упрекнул их в том, что они привыкли воспринимать господдержку как должное.
«Порой берутся за крупные проекты, а затем просят помощи у Правительства. Я обратился к таким бизнесменам с вопросом: кто занимается бизнесом, они сами или Правительство?» — задал риторический вопрос Глава государства.
Посыл предельно ясен: время, когда убытки вешали на государство, а прибыль оставляли себе, закончилось. Теперь от «национальной буржуазии» ждут не просто уплаты налогов, а «созидательного патриотизма». Речь идет о строительстве школ, музеев и поликлиник за свой счет — по примеру западных меценатов.
Для тех, кто поймет этот сигнал правильно, вводится новый маркер лояльности — орден «Мейірім».
«Таким образом будет определяться статус их общественного признания», — отметил Токаев, фактически намекая: орден станет знаком того, что бизнесмен находится в «белом списке» и работает на страну.
А вот для тех, кто решит потратить капиталы не на школы, а на влияние, прозвучало последнее предупреждение.
«Пришлось покритиковать некоторых бизнесменов, которые увлеклись политическими игрищами. Бизнесмены должны работать на экономику страны. Даже такой крупный предприниматель, как Илон Маск, принял решение отойти от активного участия в политике».
В общем формула нового общественного договора на 2026 год выглядит так: «Мы не повысили НДС до 20%, а вы стройте социалку и забудьте о политике».
«Королевство кривых зеркал»
Отдельного внимания заслуживает идеологический блок интервью. Впервые на высшем уровне прозвучал «стоп-сигнал» для радикальных популистов и «диванных» идеологов.
Токаев предельно ясно высказался о тех, кто пытается строить патриотизм на ненависти, мифах и поиске внешних врагов. Это прямое предупреждение тем, кто набирает лайки в соцсетях на разжигании розни и спекуляциях на истории. Президент назвал вещи своими именами: поиск виноватых в бедах народа — это путь в никуда.
«…появились псевдоисторики, которые тиражируют выдумки и дезинформацию на потребу публике, обвиняют другие народы в бедах нашего народа а люди начинают верить их бредням, почитать лжегероев ушедших эпох. Ничего хорошего в этом нет, это путь в «королевство кривых зеркал», — отрезал Глава государства.
Посыл Акорды однозначен: мифологизация прошлого и культивация «комплекса жертвы» вредят национальному самосознанию. Идеология «Нового Казахстана» — это прагматизм, «Закон и Порядок», а не бесконечные исторические обиды.
Президент противопоставил «Instagram-патриотизм» реальным делам, фактически обнулив авторитет тех, кто делает карьеру на громких лозунгах:
«Патриоты не кричат и не бьют себя в грудь, не раздают интервью и не пускают слезу перед публикой. Убрать мусор, посадить дерево, беречь природу, уважать старших — это тоже патриотизм», — резюмировал Токаев.
Похоже, что заканчивается и эра «хайпа» на истории. Токаев дал понять, что государство больше не будет закрывать глаза на деструктивную риторику, даже если она прикрывается любовью к Родине.
Год взрослой жизни
2026 год, судя по риторике Президента, станет годом дисциплины и «холодного душа». Власти намерены убрать лишние эмоции из политики, лишние траты из бюджета и лишние иллюзии из голов граждан.
Анонсированный референдум и жесткая критика «саботажников» (будь то чиновники, раздувающие сметы, или псевдо-инвалиды) говорят об одном: период мягкого транзита закончен. Президент переходит к строительству жесткой вертикали, основанной на идеологии «Закона и Порядка».
Токаев ясно дал понять: Казахстан попал в «ловушку средних доходов». И выбраться из неё старыми методами — заливая проблемы деньгами и нефтяными сверхдоходами — уже не получится. Ревизия пособий, требование к олигархам строить школы и борьба с мифами — это звенья одной цепи.
Стране прописан курс «шоковой терапии» здравым смыслом. И судя по всему, откладывать это лечение, несмотря на его непопулярность, президент больше не намерен.