Год Зелёной Деревянной Змеи выдался, пользуясь любимым словечком президента Токаева, «турбулентным». Хотя главе государства надо отдать должное: он крепко держал в руках штурвал государственного лайнера — особенно когда дело касалось прекрасно знакомой ему внешней политики. Не случайно именно на международной арене случились самые яркие события истекающего года.

Bizmedia.kz, что называется, держал руку на пульсе, а читателей — в курсе самых актуальных новостей. И сегодня, под самый занавес «змеиного» года, предлагает вам рейтинг его главных событий, который наш обозреватель Виктор Верк составил по степени их значимости.
Начнём с главного, на наш взгляд, дипломатического прорыва Казахстана, случившегося во время ноябрьского саммита президента США с пятью его центральноазиатскими коллегами.
Итак,
1. Саммит года
«…К моменту завершения переговоров в Белом доме стало очевидно, кого Дональд Трамп выбрал «любимой женой». Даже по внешним признакам было заметно: хозяин Овального кабинета больше и теплее общался именно с Касым-Жомартом Токаевым, — отмечали мы в материале «Лесть как инструмент большой политики».

— Сейчас в Казахстане активно обсуждают несомненный дипломатический успех Астаны, обернувшийся подписанием соглашений на рекордные $17 млрд. Всё это абсолютно справедливо и сулит нашей стране серьёзные экономические выгоды.
Но у итогов саммита есть ещё и не афишируемая сторона — не менее, а в определённом смысле даже более важная для нашей страны: президент Трамп помог Казахстану окончательно снять вопрос о лидере Центральной Азии, сделав негласное соперничество Астаны и Ташкента неактуальным как минимум в среднесрочной перспективе».
К этому остаётся лишь добавить свежую декабрьскую новость: Дональд Трамп позвал президентов двух наших стран на саммит G20 в Майами в наступающем году.
@bizmedia.kz "Касым-Жомарт Токаев в Вашингтоне: новый этап стратегического партнерства" #ТокаевВВашингтоне #КазахстанИАмерика #ДипломатияКазахстана #МеждународныеСвязи #Токаев2025 ♬ оригинальный звук — BIZMedia | Деловые новости KZ
2. Партнёрство года
А вскоре после успешного «открытия Америки» лидер Казахстана отправился с государственным визитом в Москву, где был принят с максимально возможными почестями.
«Президент Казахстана провёл весьма предсказуемые переговоры в Москве. После триумфального визита в США, где Касым-Жомарт Токаев заключил несколько важных соглашений на беспрецедентную для казахстанско-американского сотрудничества сумму в $17 млрд, важно было продемонстрировать городу и миру: Платон нам друг, но есть друзья дороже.

И, надо сказать, у президента Казахстана это получилось вполне убедительно», — с этих слов начинался наш материал «Партнёрство, как песня».
— «Хотя сейчас трудно судить о том, насколько и какая из сторон выиграет от достигнутых в Кремле договорённостей, одно ясно уже сейчас: Казахстан был и остаётся ближайшим — и теперь уж точно стратегическим — партнёром России не только на постсоветском пространстве, но и в мире.
И теперь все иные контакты Астаны с существующими и потенциальными партнёрами будут рассматриваться исключительно через призму главного из подписанных в Москве документов — декларации о переходе межгосударственных отношений Казахстана и России на уровень всеобъемлющего стратегического партнёрства и союзничества».
3. Стройка года
Именно примером такого партнёрства Астаны с Москвой стал давно ожидавшийся старт строительства первой казахстанской АЭС, чему наше издание посвятило материал «Риторические вопросы после символической капсулы»: мы тогда опасались, что из-за войны в Украине «Росатом» может угодить под американские санкции и «привязанная» к западным поставкам российская компания остановит «стройку века».

И хотя она вроде бы стартовала, пока ведутся только подготовительные работы — без российского участия. Остаётся надеяться, что в наступающем году возведение станции — «тёзки» озера Балхаш — продолжится без форс-мажора.
4. Реформа года
Таковой есть все основания назвать «реновацию» парламента, о которой Касым-Жомарт Токаев объявил в своём сентябрьском Послании народу.
«Мне самому довелось в течение десяти лет возглавлять сенат, и эту работу всегда воспринимал как большую честь и ответственность. Поэтому мне с этой трибуны нелегко говорить о парламентской реформе. Несмотря на это, всё же именно сегодня выскажу предложение о создании в обозримом будущем в нашей стране однопалатного парламента», — заявил он слегка шокированным депутатам.

Ну что тут сказать? Разве что слегка перефразировать поэта: «Если сенат закрывают, значит, это кому-нибудь нужно». К чему это приведёт — мы увидим только через год: на 2027-й намечены конституционный референдум и парламентские выборы. Впрочем, есть мнение, что и то и другое может случиться уже в «лошадином» году, скачущем к нам на всех парах…
5. Документ года
Победу в этой номинации можно без колебаний присудить новому Налоговому кодексу, путь к подписанию которого президентом был долгим и тернистым. Но даже сейчас, за считанные дни до вступления в силу этой «фискальной Библии», спорных и откровенно тёмных мест в ней предостаточно. И, надо сказать, оптимизма бизнесменам и вообще всем казахстанцам это не добавляет.
«Резкое увеличение налогового бремени именно на малый бизнес может спровоцировать угнетение предпринимательской инициативы, что мы, в принципе, уже сейчас видим.
Слушайте, по-моему, всё становится очень плохо. Некоторые закрываются, некоторые пытаются уйти в другую юрисдикцию — кто-то хочет уйти в Кыргызстан, кто-то — в Узбекистан», — бил тревогу в начале осени глава Казахстанской ассоциации налоговых консультантов Сакен Карин.
И хотя на днях вице-премьер Серик Жумангарин, назвавший себя, по-видимому, «отцом налоговой реформы», усиленно делал хорошую мину, в наступающем году Красной Огненной Лошади всё может кончиться плохой игрой…

6. Тревоги года
Они в 2025 году те же, что и в нескольких предыдущих: растущие цены, не поспевающие за ними зарплаты, безработица, несовершенство механизмов социальной защиты, системная коррупция. Попытки властей объяснить, почему их прогнозы оптимистичнее нашей реальности, не всегда находили у общества понимание в завершающемся году.
7. Напасти года
Истекающий год был горазд на катаклизмы — природные и рукотворные — по всему миру. На планете бушевали штормы и пожары, наводнения и землетрясения. Нашу Землю сотрясали войны и теракты. И, пожалуй, впервые с начала российско-украинского вооружённого конфликта эхо этой войны отчётливо отозвалось для Казахстана атаками беспилотников ВСУ на российские мощности переработки нашего газа и на трубопровод КТК — практически безальтернативный маршрут нашего нефтяного экспорта. Власти Казахстана духоподъёмно уверяли, что это практически никак не сказалось на доходах казны и благополучии граждан.
На бумаге у нас всё растёт — от зарплат граждан до ВВП страны. Но в реальности экономический блок правительства вместе с Нацбанком так и не смогли в этом году одолеть своего главного врага последних лет — инфляцию.
«В августе годовая инфляция в стране составила 12,2% (в июле — 11,8%). Ускорение годовой инфляции зафиксировано в 17 регионах, а замедление — в трёх», — невесело констатировали в главном банке страны.
Зато в правительстве демонстрировали завидный оптимизм.
«Прогноз инфляции в 2026 году не превысит уровня 10%, в 2027 и 2028 году — на уровне 6 процентов», — заверял несгибаемый вице-премьер Жумангарин.

Но факт остаётся фактом: экономическое «самочувствие» страны и её жителей в уходящем году оставляло желать лучшего — причём настолько, что после жёсткой критики главы государства кабмин тут же разродился фундаментальным документом — программой действий правительства, Национального банка и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка по макроэкономической стабилизации и повышению благосостояния населения на 2026–2028 годы. Поможет ли это одолеть самую страшную напасть уходящего года — мы узнаем не ранее чем в конце наступающего.
8. Обещание года
А пока повод для оптимизма сохраняется по крайней мере у жителей крупнейшего казахстанского мегаполиса. В канун Дня Независимости министр энергетики Ерлан Аккенженов сообщил уже приноровившимся к перманентному смогу алматинцам:
«По ТЭЦ-2 могу сказать, что турбина Siemens уже в Казахстане и смонтирована. По ТЭЦ-3 — одна турбина Ansaldo также поступила в Казахстан и уже установлена.
Мы ожидаем поставку второй турбины Ansaldo, которая, если не ошибаюсь, сейчас находится в Китае и будет доставлена в Казахстан в ближайшее время, после чего продолжатся монтажные работы».

И дал жителям южной столицы, без преувеличения, обещание года:
«Министерство энергетики и «Самрук-Энерго» планируют до конца 2026 года ввести их в строй и перевести на газ».
Впечатляющий новогодний подарок — пускай и отсроченный!
9. «Дуэт» года
Помимо надежд, «уползающий в Вечность» год Змеи подарил казахстанцам радость встречи со звёздами шоубизнеса мировой величины. Летом к нам приехали неувядаемая Дженнифер Лопес и культовая для миллионов поклонников группа Backstreet Boys. Столичный концерт Джей Ло запомнился её «дуэтом» с кузнечиком (саранчой?), видео которого завирусилось в соцсетях.
10. Футбол года
Сенсация, сотворённая лидером казахстанского футбола, воодушевила и объединила миллионы наших сограждан — даже тех, кто никогда не считал себя поклонником «игры миллионов». Выход алматинского «Кайрата» в финальную «пульку» Лиги чемпионов после победы в отборе над сильным и опытным «Селтиком» из Глазго стал сильнейшей инъекцией патриотизма и гордости за страну. А приезд в Алматы на матч с кайратовцами великолепного мадридского «Реала» сделал Казахстан — пусть и на несколько дней — мировой футбольной державой.
Да, алматинцы разгромно проиграли — но зато заработали немалые деньги (около 20 миллионов евро за своё первое «окно в Европу») и самое дорогое — бесценный опыт.
Теперь будем ждать, когда «выстрелят» другие наши клубы, снятые с государственного довольствия и выкупленные отечественными олигархами.

«Похоже, казахстанский футбол, так и не став толком игрой миллионов, стремительно превращается в «игру миллионеров» и даже миллиардеров…
Если футбольное начинание распространится на другие любимые публикой спортивные дисциплины (вроде бокса, борьбы или хоккея), то завтра в воздухе повиснет вопрос: а зачем нам вообще такой «пережиток прошлого», как Минтурспорт? Ведь таким макаром к нам понаедут толпы спортивных туристов со всех концов света — под которых частный бизнес быстро и без всякого участия государства выстроит первоклассную туристическую инфраструктуру: с шикарными отелями, ресторанами, развитой транспортной сетью… и даже с придорожными клозетами, отвечающими самым высоким международным стандартам!» — написали мы по этому поводу.
Конечно, едва ли удастся уже в 2026 осуществить наши спортивные (и все прочие тоже) мечты. Но давайте поблагодарим 2025-й за подаренную надежду на лучшее. С наступающим Новым годом!