Депутаты Сената не поддержали отдельные нормы законопроекта «О банках и банковской деятельности» и направили его на доработку, сообщает Bizmedia.kz.

По данным депутата Сергея Карплюка, в законе «О банках и банковской деятельности» предусматривается:
- внедрение модели базовой и универсальной лицензий, направленное на создание устойчивой и конкурентной среды, когда базовая лицензия устанавливает ограниченный перечень операций и сниженные регуляторные требования, ограничения по максимальному размеру активов и минимальному капиталу, пониженные пруденциальные нормативы и упрощенный надзор
- для развития исламского финансирования традиционным банкам предоставляется право проводить исламские банковские операции в формате «исламских окон» с условием организационного и учетного обособления исламской от иной деятельности
- внедрение поведенческого надзора для защиты прав потребителей, развития конкуренции, создания механизмов досудебного урегулирования споров и контроля полноты и достоверности информации
- создается офис единого финансового омбудсмена по банковским, страховым и микрофинансовым услугам и вводится трехуровневая система досудебного урегулирования споров
- вводится новый механизм урегулирования неплатежеспособных банков, с последовательным применением трех спецрежимов — усиленного надзора, восстановления финустойчивости и урегулирования неплатежеспособности, неплатежеспособный банк будет обязан разрабатывать и ежегодно обновлять планы восстановления, а для системно значимых банков вводятся требования по поглощению убытков за счет конвертации обязательств в капитал
- улучшение банковского регулирования с развитием корпоративного управления, улучшение инструментов регулирования и оптимизации норм, усиливается институт независимых директоров, к которым предъявляются дополнительные требования.
Ключевая новелла закона — развитие финтех-сектора и разрешение оборота в Казахстане цифровых финансовых активов как нового класса активов.
Закон закрепляет три категории цифровых активов: стейблкоины, обеспеченные деньгами; цифровые активы, базовым активом которых выступают имущественные права, товары или иное имущество; а также финансовые инструменты, выпускаемые в электронно-цифровой форме на цифровых платформах, сказал Карплюк.
Также, новым в сопутствующем законе в части банкротства физлиц предусмотрено исключение ломбардов из перечня кредиторов процедуры внесудебного банкротства. В части банкротства юрлиц пересматриваются отдельные вопросы процедур реабилитации и банкротства.
Однако, отметил сенатор, при обсуждении закона с учетом замечаний и предложений комитета по финансам и бюджету, возникла необходимость внесения в него изменений и дополнений:
- уточнение требований по соблюдению пруденциальных нормативов и лимитов при переходе банка от базовой лицензии к универсальной
- установление права филиала исламского банка-нерезидента РК на инвестиции
- уточнение требований к лицам, являющимися или намеривающимися стать независимым директором
- предложена норма, исключающая взыскание банком у заемщика денег или ценных бумаг, находящихся в центральном депозитарии или клиринговой организации, предназначенных для обеспечения завершенности расчетов по межбанковским платежам или переводам
- распространение требований по банковской тайне на государственное казначейство
- регламентация целей внедрения витрины данных, перечня информации, который она должна содержать и расширение круга лиц, обязанных защищать персональные данные и соблюдать банковскую тайну, срок введения в действие норм о витрине данных переносится с 1 июня 2026 года на 1 января 2027 года
- и другие поправки.
Как сообщалось, президент Казахстана призвал депутатов принять закон о банках до конца года.