История вокруг КазТАГ и Freedom Finance получила новый импульс после первого публичного комментария основателя Freedom Holding Corp. Тимура Турлова. По его словам, действия КазТАГ, публиковавшего по 12 негативных материалов в день, могли быть частью целенаправленной кампании с элементами клеветы и информационного давления.

Как пишет Exclusive, Тимур Турлов 9 декабря на ежегодном пресс-завтраке, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что компания намерена защищать свою репутацию только в правовом поле: «…люди не имеют права заявлять о фактах, которые совершенно не соответствуют действительности. Это, как мы знаем, в целом является клеветой… именно по факту клеветы мы постарались собрать абсолютно все доказательства, собрать все документальные подтверждения. Мы хотели действовать просто исключительно в рамках закона». Он добавил, что принципиально избегает «информационных войн», поскольку считает их разрушающими для рынка и бизнеса.
Его комментарии стали новым триггером для обсуждений громкого дела, которое и без того приковало внимание общественности. Накануне, 8 декабря, гендиректора информагентства Асета Матаева и главного редактора издания Амира Касенова вызвали на допрос в департамент полиции Алматы.
«Наше уголовное дело заключается в том, что предоставили неопровержимые доказательства, документальные свидетельства, которые опровергают факты, о которых говорило издание в своих высказываниях… Основой для этого уголовного дела служили документы, которые прямо опровергают эти утверждения, которые распространяло КазТАГ в своей многомесячной кампании», — рассказал «Курсиву» адвокат Freedom Finance Александр Камендровский.
Ранее адвокат заявлял, что полиция затягивает дело. В ноябре компания обратилась с заявлением к генпрокурору и главе МВД для проведения проверки «действий (и бездействия) должностных лиц ДП Алматы, допустивших волокиту и формальный подход к расследованию уголовного дела». Видимо, после этого процесс сдвинулся.
Напомним, что в апреле этого года международное информационное агентство КазТАГ опубликовало десятки материалов о якобы «обманутых вкладчиках Freedom Finance, которые обвинили компанию в потере их инвестиций. В ответ Freedom Finance сообщила, что эта информация о якобы мошеннических операциях является манипуляцией и не соответствует действительности. И данные публикации – не что иное, как организованная PR-атака на отказ компании участвовать в неправомерном «внесудебном урегулировании».
Редакция агентства отрицает свою виновность и считает, что «все меры, которые редакция обязана предпринять в соответствии с установленными нормами, перед публикацией были приняты».
В итоге возбуждено уголовное дело по статье 274 УК РК – «Распространение заведомо ложной информации». Санкции по ней, как известно, серьезные: от штрафа в 3 000 МРП (11,8 млн в 2025 году) до ограничения или лишения свободы на срок до трех лет.
Ранее на всю страну уже прогремело дело журналиста Михаила Козачкова, которому по этой же статье назначили ограничение свободы. Это, пожалуй, один из нашумевших прецедентов, после которого инфорэкетиры немного поубавили свой пыл. Напомним, что одно из обвинений, которое было предъявлено Козачкову, касалось распространения заведомо ложной информации в отношении потерпевших о якобы алкогольном отравлении продукцией.
На фоне таких событий, связанных с обвинениями представителей СМИ и блогеров по 274 статье, рынок медиа становится все более напряженным. Даже больше — за последние годы он стал токсичным до такой степени, что понятия «черный пиар», «заказ», «контратака» уже никого не удивляют. Конфликты между компаниями часто решаются не переговорами, а публикациями и не всегда честными. Кто-то запускает материалы, кто-то отвечает встречными вбросами, кто-то покупает «тишину». В итоге бизнес тратит деньги не на развитие, а на то, чтобы о нем ничего лишнего не выходило. Рынок скрытых заказов и услуг «защиты» давно стал большим и дорогим. И все это мало похоже на журналистику, которая должна работать для читателя, а не для чьих-то интересов.
В этом контексте дело вокруг КазТАГ и Freedom Finance важнее, чем может показаться, то есть здесь речь не только о споре двух сторон. Прозрачность расследования и его решение в рамках закона – это редкий шанс хотя бы немного вернуть доверие к медиа, к СМИ и блогерам.