На сегодняшнем заседании правительства произошло примечательное событие: премьер Олжас Бектенов похвалил вице-министра искусственного интеллекта Ростислава Коняшкина за выступление перед коллегами на государственном языке. И это стало второй в новейшей истории страны попыткой внедрить казахский в официальную деятельность главного органа исполнительной власти Казахстана.

А первый прецедент, по иронии судьбы, создал почти восемь лет назад тогдашний глава правительства Бакытжан Сагинтаев, который провёл очередное заседание кабмина почти полностью на языке Абая.
«Почти» — потому, что министр образования и науки Ерлан Сагадиев зачитал свой доклад на двух языках, но был единственной «белой вороной» среди коллег-министров. Так предпоследнее правительство первого президента Нурсултана Назарбаева отреагировало на его поручение проводить официальные мероприятия на государственном языке. «Парламент и правительство должны работать на государственном языке», — сказал накануне Назарбаев тогдашнему главе Мининформа Даурену Абаеву.
И это поручение исполнительная власть, как умела, исполнила. Правда, другими значительными достижениями тот кабмин не отметился, а позже был отправлен первым президентом в отставку и назван «трусами» за пассивную социально-экономическую политику. И, пожалуй, запомнился он исключительно своим «лингвистическим подвигом» в апреле 2018 года.
Сегодня кабинету Бектенова пока не до этого — им бы справиться с социалкой, хотя бы чуть-чуть приподнять реальные зарплаты работающих казахстанцев. К слову, по этому показателю мы пока худшие на постсоветском пространстве — единственные, кто ушёл в минус. Тем не менее, героический поступок вице-министра Коняшкина достоин всяческих похвал и безусловно станет одним из ярких эпизодов в истории Жана Қазақстана.
А тем временем в соседнем маленьком и не слишком мощном экономически Кыргызстане на языковой проблеме не зацикливаются. Конечно, там тоже много говорят и спорят о сфере применения кыргызского языка, но и о текущих делах в социально-экономической сфере не забывают. Соседи, кстати, — первые в Евразии по росту той самой реальной зарплаты, да и ВВП, который нам приказано удвоить, у них прибавляет не по дням, а по часам.
Более того, премьер-министр КР Адылбек Касымалиев на очередном заседании кабмина сообщил, что утверждённый ранее бюджет составлял 708,8 миллиарда сомов, однако по итогам года он увеличился на 381,7 миллиарда сомов — до 153,8 процента, и профицит бюджета ожидается свыше 10 миллиардов сомов.
Казахстану с его остродефицитной казной в этом плане пока похвастать нечем — ни на государственном языке, ни на официальном. Видно, прав был легендарный златоуст российской политики Виктор Черномырдин, когда изрёк: «Правительство — не тот орган, где можно только языком»…