На совещании, посвящённом развитию региональных грузовых авиахабов, Касым-Жомарт Токаев раскритиковал министерства, сообщает Bizmedia.kz.

Токаев раскритиковал министерства за затягивание ключевых решений и отсутствие эффективной работы по модернизации транспортно-логистической отрасли. Он подчеркнул, что формирование развитой сети авиахабов — один из основных элементов обновления транспортно-транзитной системы.
«Мировой рынок становится всё более конкурентным, а доля air cargo увеличивается ежегодно. К 2040 году 20% грузовых авиаперевозок будут проходить по маршруту Азия – Европа. Казахстану необходимо заранее выстроить полноценный мультимодальный каркас, соединяющий автомобильные, железнодорожные и воздушные маршруты», — заявил Токаев.
Президент отдельно отметил, что страна расположена на пересечении важнейших воздушных путей между Европой и Азией. Однако ведомства не используют этот потенциал должным образом. Он предупредил, что промедление с реформами может стоить Казахстану значительной части транзитных потоков. Особенно на фоне растущей конкуренции в Центральной Азии и на Южном Кавказе.
«Необходимо ускорить создание полноценных карго-хабов на базе ведущих аэропортов страны. Транзитный трафик сегодня приносит минимальную добавленную стоимость, поскольку фактически ограничивается техническими стоянками и дозаправкой. Инфраструктура остаётся слаборазвитой, а возможности специальных экономических зон используются неэффективно», — заметил он.
Особо жёсткую критику Президент адресовал министерствам, которые, по его словам, годами затягивают решение накопившихся проблем. Он поручил Правительству немедленно приступить к устранению узких мест и сформировать чёткий план оперативных мер.
«Одним из приоритетов – это пересмотр тарифной политики в аэропортах: за последние 10 лет тарифы корректировались лишь единожды — в текущем году. Такая задержка приводит к ускоренному износу инфраструктуры. При этом надо избегать резкого роста цен и перейти к принципу «тариф в обмен на инвестиции».
Вызывает вопросы и сфера регулирования неавиационных услуг в аэропортах. Тут чрезмерная бюрократия, сложные конкурсные процедуры и короткие сроки договоров», — сказал Токаев, потребовав устранить эти препятствия.
Отдельным блоком Президент затронул вопрос дефицита авиатоплива. Он назвал ключевыми проблемами высокую стоимость и недостаточный объём внутреннего производства. В ближайшие три года, по его словам, необходимо нарастить выпуск топлива, диверсифицировать импорт и обеспечить добросовестную конкуренцию. Также Токаев поручил создать научно-исследовательский институт авиации и лаборатории сертификации топлива.
Президент отметил, что в ближайшее время в Казахстане появится первая Национальная грузовая авиакомпания. Он поручил подготовить пакет мер по поддержке отрасли на 3–5 лет. Он подчеркнул важность развития флота грузовых самолётов и предложил рассмотреть снятие ограничений на эксплуатацию бортов старше 25 лет, напомнив, что средний возраст флота FedEx достигает 28 лет, UPS — 30, а One Air — 33 года.
Касым-Жомарт Токаев также указал на пробелы в цифровизации.
«Система E-freight, внедрённая в 2019 году, по его словам, до сих пор функционирует частично и вызывает задержки в оформлении документов», — отметил он.
Не менее серьёзной глава государства назвал проблему нехватки кадров. Ежегодно отрасли требуются сотни специалистов, поэтому Президент поручил реформировать систему подготовки, развивать партнёрства с международными учреждениями и создавать современные центры компетенций.
В завершение Глава государства подчеркнул, что реализация всех поручений и развитие транспортно-логистической сферы будут находиться под его личным контролем.