Главный ньюсмейкер прошедшей недели – спикер Сената Маулен Ашимбаев со своим YouTube-подкастом Taldau Talks (в переводе с «казахско-английского» — что-то вроде «разговорного анализа»). Вернее, не столько он сам, сколько участники дискуссии, которых Маулен Сагатханович собрал у себя в студии.

Независимый экономист Айдархан Кусаинов оппонировал давнему, но от этого нисколько не стройному дуэту председателя Нацбанка Тимура Сулейменова и экономического вице-премьера правительства Серика Жумангарина. Причём последний сделал сенсационное для правительственного мужа такого уровня признание: зарплаты населения растут, но «очень медленно». Хотя до этого кабминовская риторика звучала куда оптимистичнее — мол, всё у нас прекрасно, особенно полумифическая «средняя зарплата», уверенно подбирающаяся к рубежу в полмиллиона тенге.
Жумангарин говорил о том, как эта и другая статистика воодушевляет, Сулейменов пространно рассуждал о «потенциальном ВВП», который зависит от техническо-технологической оснащённости реального сектора экономики, вроде бы неуклонно растущей. В качестве подтверждения рассказа о росте упоминался завод KIA — первый для этого концерна за пределами Южной Кореи. И это, конечно, звучит духоподъёмно. Вообще, если верить правительству, то производство железных коней давно уже стало одним из главных драйверов развития Казахстана, не сегодня-завтра должно превратиться в мировую автомобильную державу.
Вот только за минимум десятилетие бурного развития «отечественного автопрома» его продукция почему-то не доминирует на наших дорогах. По статистике, например, в Алматы чуть ли не 80 процентов личного автопарка — авто 10-летнего возраста и старше, собранные на родинах их брендов. А вот улицы соседнего Ташкента прямо-таки запружены «корейцами» узбекистанской сборки.
Или ещё момент: слова вице-премьера о 15-процентном росте строительного сектора в сравнении с прошлым годом эксперт Кусаинов воспринял с ироническим удивлением. Оказалось, что при этом в стране производство цемента — без которого, ясное дело, трудно представить работающую стройплощадку — выросло всего на 4 процента, в отрасли падают зарплаты (-8 процентов в сравнении с прошлым годом), а застройщики пачками увольняют рабочих: число людей, занятых в отрасли, уменьшилось «год к году» на 10 процентов. Тут, как шутливо предположил эксперт, можно говорить о каких-то «суперхайтекинновационных технологиях»: текучесть кадров, падение зарплат — а отрасль растёт!
О подобных «чудесах» в изложении нашего «монетарно-экономического начальства» можно ещё долго рассказывать. На этом фоне позитивно выделялся модератор ток-шоу. Маулен Ашимбаев то и дело слегка подначивал госмужей: дескать, наши зрители ждут от вас не просто высоколобых рассуждений о пользе реформ — в их необходимости и без того не приходится сомневаться. Но нужно постоянно говорить с обществом, объяснять ему, что принесут эти реформы людям.
Собеседники согласно кивали головами, но было видно: бравурный доклад президенту для них куда более привычен, чем откровенный и честный анализ собственных просчётов перед народом — даже из маленькой и уютной YouTube-студии в столице.
Глядя на их мучения в эфире, невольно вспоминается перл покойного златоуста российской политики Виктора Черномырдина:
«Я ничего говорить не буду, а то опять что-нибудь скажу!»