В любом начинании власти – даже самом, казалось бы, общественно полезном – всегда можно найти не одну только пользу. За последние годы государственные мужи не раз встречали сопротивление своим инициативам, направленным вроде бы на вполне себе благие цели. И вот теперь, кажется, им предстоит очередное испытание – радиофобия, одолевшая некоторую (по первым впечатлениям, весьма значительную) часть казахстанского общества.

Нельзя сказать, что эта «напасть» появилась только сейчас. В пандемийные времена, когда школьников и студентов, а потом и всех остальных стали переводить на удалёнку, в полный рост проявились все недостатки нашей мобильной связи – даже в столице и мегаполисах. Неудивительно, что государство, как только ему удалось избавиться от «короны», активно взялось решать эту проблему. По всей огромной стране требовалось установить десятки, сотни, тысячи так называемых базовых станций для ретрансляции интернет-сигнала.
Но даже в продвинутой, казалось бы, столице жители массово отказывались от установки в своих многоэтажках оборудования класса 4 и 5G. По закону для этого требовалось (и, кстати, требуется до сих пор) согласие хозяев каждой квартиры каждого отдельно взятого «человейника». В Астане сотовым операторам приходилось, по их словам, демонтировать уже установленное оборудование под давлением «упёртых радиофобов»…
А время ждать отказывалось: с высоких трибун раздавались то призывы подстегнуть наш «черепаший» интернет, то уверения, что он у нас проворнее токийского, но… почему-то хромает – «лагает», виснет, а в глубинке либо отсутствует вовсе, либо ловится… на пригорках, в открытой местности. И вот президент в своём Послании сказал, как отрезал: к 2027 году Казахстан должен быть обеспечен стопроцентным интернет-покрытием. Касым-Жомарта Токаева легко понять: ведь без этого его амбициозные планы превратить Казахстан в азиатский «цифровой хаб» и вообще – в мировую столицу искусственного интеллекта грозят так и остаться планами.
В ответ правительство, непривыкшее искать сложных путей, решило заняться привычным для себя делом – изменить законодательство, мешающее выполнить «указание сверху». Как заявил во вторник на заседании кабмина вице-министр ИИ и цифровизации Досжан Мусалиев, его ведомство разработало «законодательную инициативу», позволяющую не спрашивать у жильцов разрешения на установку интернет-мачт на крышах их домов. При этом «вицик» честно признал: «Законодательная инициатива с нашей стороны была, но она вызвала очень много сопротивления и аргументов».
Что ж, будем честны и мы: большая часть этих аргументов основана на радиофобских страхах, никак научно не подтверждённых. Но главное в том, что они (страхи) до сих пор властью научно не опровергнуты! А наше общество достаточно, скажем так, консервативно, чтобы поверить на слово чиновникам, заверяющим: излучение от «базовых станций» не сильнее, чем от банальной микроволновки.
Понимая это, госмужи, искренне желающие сделать нам (а главное – президенту) как лучше, поступят, как всегда: повесят свой законопроект на портал «Открытые НПА» недельки на две для «всенародного обсуждения», после чего спустят в мажилис, где его благополучно примут.
При этом повсеместный и по-токийски проворный интернет мы получим не раньше конца 27-го (считай, середины 28-го) года. А к тому времени многое может измениться: как говорится, либо эмир, либо ишак…