В Астане начались испытания системы легкорельсового транспорта (LRT). Предполагается, что новый вид городского транспорта будет работать в беспилотном режиме, сообщает Bizmedia.kz.

29 сентября 2025 года в столице стартовали пробные рейсы LRT. В рамках текущих испытаний специалисты проводят комплексную оценку технического состояния инфраструктуры, уровня безопасности эксплуатации, а также комфорта для пассажиров. При этом, поезда на тестовых маршрутах курсируют в полностью автоматическом режиме — без участия машинистов, что демонстрирует высокий уровень технологической готовности.
Кроме того, технические эксперты внимательно отслеживают работоспособность всех ключевых компонентов: станций, рельсового полотна, контактной сети, подвижного состава, а также систем управления движением и аварийного реагирования. В частности, особое внимание уделяется совместимости LRT с уже существующими видами городского транспорта, что, в свою очередь, обеспечивает интеграцию в общую транспортную экосистему.
В Астанинском LRT внедрена передовая система автоматизации GoA4, которая, в свою очередь, обеспечивает полный контроль маршрутов движения поездов. Благодаря этой технологии, удаётся поддерживать точные интервалы, осуществлять безопасные остановки, контролировать работу дверей, а также обеспечивать беспрепятственный въезд и выезд составов из депо.
По мнению специалистов компании «City Transportation Systems», такой уровень автоматизации можно считать действительно продвинутым. Более того, аналогичные решения уже успешно применяются в ведущих транспортных системах мира. Например, в Сингапуре, Дубае и ряде крупных китайских мегаполисов.
«GoA4 – это шаг к повышению безопасности и конкурентоспособности LRT. Такая система позволяет сделать транспорт более эффективным по сравнению с традиционными видами перевозок», — отметил председатель правления ТОО «City Transportation Systems» Асылбек Дуйсебаев.
Ход испытаний LRT
Комплексная проверка инфраструктуры продлится не менее шести месяцев.
На первом этапе запланированы следующие мероприятия:
- диагностика кольцевой кабельной системы;
- оценка соответствия размеров подвижного состава и элементов инфраструктуры;
- подача напряжения на контактные рельсы;
- проведение холодных и горячих прогонов поездов с постепенным расширением зон движения.
Второй этап включает:
- тестирование систем автоматического управления и радиосвязи;
- практические испытания на соответствие требованиям безопасности;
- проверку синхронной работы поездов с платформенными дверями;
- отладку автоматического прибытия и отправления на станциях;
- нагрузочные тесты электроснабжения;
- моделирование нештатных ситуаций и сценариев эксплуатации.
Между тем, испытания будут проводиться на участке между станциями No112 и No113. Начальная скорость составляет примерно 10 км/ч. Следующим шагом будет увеличение скорости и расстояния.
В данный момент операторы проходят подготовку по управлению новым транспортным средством.
«Мы проходили обучение как в Китае, так и в Казахстане. И подробно изучали технологии автоматического вождения, а также системы тяги и торможения. На данный момент мы принимаем участие в тестовых запусках LRT. Таким образом, для нас — большая честь и ответственность стать первыми, кто будет управлять этим видом транспорта», — отметил Айдын Ахмедин из компании City Transportation Systems.
Контактная сеть функционирует под высоким напряжением — 750 Вольт, а это, в свою очередь, требует соблюдения строгих мер безопасности. В связи с этим, на протяжении всего периода испытаний доступ на линию категорически запрещён.
Между тем, этап тестирования близится к завершению, и уже в 2026 году система LRT вступит в официальную эксплуатацию, открыв новые возможности для городского транспорта.