И. о. министра транспорта 28 августа 2025 года подписал приказ о внесении поправок в Правила взимания платы за проезд по платной автомобильной дороге общего пользования республиканского значения (участку), передает Bizmedia.kz.

Теперь платное движение регулируется по-новому. В документе указано, что сбор платы осуществляется с помощью специального программно-аппаратного комплекса.
— Проезд по платному участку осуществляется на основании договора между пользователем и организатором. Договор на пользование платным участком является публичным. Моментом заключения публичного договора является момент въезда на платный участок, — говорится в документе.
Оплата проезда автотранспортных средств по платным участкам производится только в национальной валюте РК — тенге. Способы оплаты определяются условиями публичного договора. Перед въездом на каждый платный участок организатор обязан установить информационное табло, предупреждающее водителей о начале платной зоны.
На информационном табло перед въездом указываются:
- ставки платы; протяженность платного участка;
- возможные способы оплаты за проезд;
- данные контакт-центра организатора.
Если у водителя возникают вопросы, он может обратиться к организатору несколькими способами:
- через представителей на пункте взимания платы (если он установлен);
- в клиентских центрах (при их наличии);
- по короткому номеру единого контакт-центра, указанному в договоре или на официальном сайте.
— При наличии пункта взимания платы организатор для исключения образования затора на пункте взимания платы обеспечивает пропускной скоростной режим путем открытия шлагбаумов, для быстрого проезда через пункт взимания платы с сохранением всех начислений за проезд, — говорится в документе.
Оплата проезда взимается по установленным тарифам за каждую зону платной дороги (участка), независимо от того, какое расстояние фактически проехал водитель. При проезде через контрольные арки оператор фиксирует автотранспортное средство. Для этого используются специальные идентификационные устройства, которые автоматически собирают, регистрируют и обрабатывают данные о пользователе и его автомобиле.
Система собирает следующую информацию: фото- и видеоматериалы, вес и габариты автотранспортного средства, его государственный номер, а также дату и время проезда по платной зоне.
Если водитель въезжает на платный участок, минуя пункт взимания платы (при его наличии), проезд автомобиля все равно фиксируется через контрольные арки.
Деньги за проезд списываются с лицевого счета или со счета, привязанного к госномеру автомобиля. Это происходит автоматически при фиксации машины на контрольных арках или на пункте оплаты (если он установлен).
Если водитель пользуется системой постоплаты, оператор автоматически списывает деньги со счёта, привязанного к госномеру, или с лицевого счета на сумму долга. Если средств недостаточно, задолженность погашается частично — в пределах доступной суммы.
При выезде с платного участка через пункт оплаты водитель должен убедиться, что на табло правильно указан государственный номер его автомобиля. Если обнаружена ошибка, можно сразу обратиться к представителям оператора.
Согласно обновленным правилам, утвержденным приказом Минтранса, вводятся следующие положения:
- Оплата при буксировке. Если автомобиль движется с прицепом на гибкой сцепке, плата взимается и за буксирующее, и за буксируемое транспортное средство.
- Начисление платы. При проезде через контрольную арку сумма за проезд начисляется за конкретную зону дороги. Если водитель минует арку, начисление произойдет на следующей контрольной точке.
- Аварийный режим. В случае технических сбоев оператор может отключить систему начисления и включить аварийный режим. Все операции будут обработаны после восстановления работы.
- Абонементы. Для машин, зарегистрированных в регионе, где находится платный участок, предусмотрена возможность приобретения абонемента. Его стоимость и условия зависят от грузоподъемности и типа транспорта. Для грузовиков с прицепом абонемент оформляется как для транспорта свыше 15 тонн.
- абонемент действует только на выбранный участок дороги;
- если в регионе несколько платных дорог, на каждую нужен отдельный абонемент;
- при смене госномера без смены региона регистрации абонемент сохраняет силу;
- при продаже авто, смерти владельца или банкротстве абонемент аннулируется и не передаётся другим лицам;
- действие абонемента не ограничивается границами области, а фиксируется по аркам контроля;
- приобрести абонемент можно только после погашения задолженности.
- Неуплата. Если водитель не оплатил проезд в течение семи дней, на восьмой материалы направляются в органы транспортного контроля.
- Проезд без номеров. При движении автомобиля без госномера система начислит оплату за все зоны дороги, пройденные в одном направлении.
- Ремонт и безопасность. Если выявлен дефект, угрожающий безопасности, на участке дороги временно приостанавливается взимание платы до устранения проблемы.