Цифровизация в торговле – это не далекое будущее, а уже реальность. И действительно, представить современную торговлю без цифровых платформ, позволяющих продавать и покупать одним нажатием на экран смартфона, представить сложно. Однако, некоторые виды торговых операций в Казахстане до сих пор представляют из себя окно возможностей для цифровизации. О том, какие еще изменения в сфере торговли ожидаются в связи с дальнейшей цифровизацией в Казахстане, стало известно в ходе деловой программы II Международной выставки HomeTech & Electra 2025 в Алматы (КЦДС «Атакент», 9 – 11 павильон), где представители профильных ведомств, торговых представительств и производств из 7 стран обсуждают перспективы развития индустрии электроники, цифровых технологий и трансграничной торговли.

В первом пленарном заседании приняли участие представители казахстанских министерств и ведомств, депутаты и общественные деятели. Каждый из выступавших поделился планами по дальнейшей цифровизации курируемой отрасли и ожидаемых практических результатах данного процесса.
Заместитель Председателя Комитета индустриального развития, МПС РК Шынгыс Суюнбаев рассказал, что сейчас идет разработка новой цифровойпрограммы — национальной информационной системы промышленности. Она позволит моментально увидеть, на каком этапе каждое конкретное предприятие развивается и как внедряется индустрия 4.0.
«На сегодняшний день мы все понимаем, что ключом развития является автоматизация и цифровизации, что увеличивает качество продукции и приносит к удешевлению данного товара. Цифровизация реестра отечественных товаропроизводителей стартует с 2026 года, акцентирована именно на само производство, и мы будем смотреть через информационную систему, какое производство что выпускает с какой локализацией. Таким образом мы переходим от сертификата СТ KZ на реестр отечественных товаропроизводителей», — сказал Шынгыс Суюнбаев.

Также изменения происходят и в сфере экспортного контроля по программе E-License. Теперь благодаря искусственному интеллекту госорганам проще отслеживать, какое оборудование завозят в Казахстан и какое увозят. Таким образом в Казахстане усилена платформа для безопасности информационной системы.
Также совместно с МЦРИАП подготовлены «фильтры», помогающие более точечно выбирать оборудование, которое нужно для производства в Казахстане.
«В данном направлении, ещё раз скажу, что предприятия сами заинтересованы, это наши производители, в развитии цифровизации. Много передовых технологий из Европы, из Китая, из Америки приходит на сегодняшний день в Казахстан», — сказал Суюнбаев.
Другая сфера, которую сильно изменила цифровизация – торговля. Не секрет, что электронная торговля, которая во многом упростила жизнь нам, как потребителям. В первую очередь, это маркетплейсы, которые созданы в основном при банках, сейчас маркетплейсы создаются и у торговых объектов, это крупные торговые сети, которые предпочитают всё больше и больше торговать онлайн, потому что это упрощает нам с вами жизнь, при этом это даёт нам большой товарооборот.
Заместитель Председателя Комитета торговли, МТИ РКАйгуль Епбаева обратила внимание собравшихся, что данная система B2C (бизнес – клиенту) широко развита, казахстанцы уже ощутили прелести этой жизни с онлайн-покупками, которая высвободила время для других дел. Но вот торговля B2B (бизнес-бизнесу) не так широко охвачена цифровизацией. Но в Минторговли уже работают над устранением этого пробела.
«Чтобы создавать удобство нашим торговым предпринимателям, мы работаем над тем, чтобы запустить маркетплейсы в сфере B2B, когда юридическое лицо сможет оптовыми партиями закупать у другого юридического лица также онлайн. Это ускорит процесс, обеспечит более правильную логистику. Сейчас прорабатывается вопрос, что будет B2B по агропродуктам в первую очередь, это позволит нам сдерживать цены на социально значимые продукты, насыщать рынок в период межсезонья, и избежать ажиотажа, соответственно, резких скачков цен», — сказала Айгуль Епбаева.

По ее словам, Министерство в части внутренней торговли цифровые технологии применяет вот именно в работе по маркетплейсам. Кроме того, ведомство в целом имеет функцию господдержки, то есть, если разработка маркетплейсов и it-инструментов производится для торговых целей, то такие разработчики имеют право на субсидирование процентной ставки при получении кредитных ресурсов. Второе направление работы министерства —
это техническое регулирование, у комитета технического регулирования есть своя информационная система ЕКРМ, в которой фиксируются все сертификаты казахстанских производителей, имеется оценка соответствия, и здесь есть наработки, благодаря которым система будет улучшена.
«Цифровизация торговой отрасли — важная задача, позавчера на заседании Правительства об этом докладывалось. Совместно с Минфином мы работаем над национальным каталогом товаров. Это все позволяет развивать цифровые технологии. При написании задач для информационных систем каталоги применяются более упрощенные и сейчас речь идёт о национальном каталоге товаров, в котором будут сконцентрированы все сейчас существующие каталоги и классификаторы», — подытожила Епбаева.
Напомним, что Международная выставка электроники и бытовой техники HomeTech & Electra 2025 проходит в Алматы с 7 по 9 августа в КЦДС «Атакент».