Член фракции Народной партии Казахстана Асылбек Нуралин направил депутатский запрос первому заместителю Премьер-Министра Роману Скляру и акимам городов республиканского значения. Он указал на необходимость комплексного пересмотра транспортной политики в условиях перегрузки улично-дорожной сети в Астане и других мегаполисах.

«В настоящее время в городе Астана, а также в других крупных городах страны наблюдается устойчивая перегрузка улично-дорожной сети, высокие темпы застройки и расширение городских территорий. Наряду с несистемной урбанизацией и маятниковой миграцией это оказывает существенное влияние на эффективность транспортных систем», — отметил депутат.
По его словам, ежедневные транспортные потоки из пригородных населённых пунктов создают серьёзную нагрузку на магистрали и центральные улицы, провоцируя постоянные заторы и перебои в движении общественного транспорта.
Несмотря на принимаемые акиматами меры, «сложившиеся условия требуют комплексного и системного подхода на уровне Правительства Республики», говорится в запросе.
Нуралин подчеркнул, что численность населения Астаны в ближайшие годы может превысить 2 миллиона человек. Однако при этом значительная часть рабочих мест и социальной инфраструктуры остаётся сосредоточенной в центральной части города.
«Это усиливает пространственную неравномерность и способствует регулярной перегрузке дорожной сети, особенно в часы пик», — указал депутат.
Он добавил, что ежедневно по Астане передвигается более 500 тысяч единиц автотранспорта. При этом «преобладающая часть трудоспособного населения занята в государственных, квазигосударственных и бюджетных организациях».
В этой связи депутат предложил рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные акты, предусматривающих гибкое начало рабочего дня.
«В рамках агломерационной транспортной политики предлагаем рассмотреть возможность начала рабочего дня данной категории учреждений на 08:00, 08:30 и 09:00. Зарубежный опыт показывает, что такая мера способна снизить пиковую нагрузку на улично-дорожную сеть», — говорит мажилисмен.
Кроме того, Нуралин отметил необходимость опоры на решения, применяемые в мировой урбанистике: «Это приоритетное развитие общественного транспорта, строительство бессветофорных магистралей, развязок и мостов с высокой пропускной способностью, создание перехватывающих парковок на выездах из городов».
Также он назвал важными задачами эффективное регулирование парковочного пространства, развитие пешеходной и велосипедной инфраструктуры, формирование устойчивой городской мобильности, полицентричной структуры и снижение зависимости от личного автотранспорта.
В заключение Нуралин предложил:
- Рассмотреть возможность создания межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования транспортной политики.
- Предусмотреть в проекте республиканского бюджета на 2026–2028 годы финансирование реконструкции транспортной инфраструктуры столицы, городов республиканского значения и областных центров.
- Обеспечить слаженную координацию между центральными и местными органами власти при проектировании и строительстве дорожных развязок, подземных и наземных пешеходных переходов, а также при управлении интеллектуальными транспортными системами.
Фракция Народной партии Казахстана ожидает официальный ответ на депутатский запрос в установленные законодательством сроки.