В Алматы состоялся XXI Международный PR-Форум на тему «Управление репутацией в эпоху AI и постправды».

Этот форум является самой крупной и специализированной профессиональной площадкой для экспертов PR-индустрии Казахстана и стран Средней Азии. В этом году он прошел сразу следом за Днем пиарщика, который отмечается в Казахстане с 15 мая 2002 года, с момента, когда был основан Клуб казахстанских профессионалов «PR-шы», объединившим PR-менеджеров бизнес-структур, международных организаций, НПО, государственных структур и PR-агентств страны.
PR-форум представляет собой профессиональную площадку для обмена опытом, нетворкинга и обсуждения практик, которые формируют будущее PR и стратегических коммуникаций в стране и соседних государствах. За время своего существования он собрал более 4000 специалистов. Его организаторами являются Клуб казахстанских профессионалов по связям с общественностью «PR-шы» и коммуникационное агентство Promo Group Communications. Поддержку осуществляют Международная PR-Ассоциация (ICCO) и Национальноая Ассоциации по связям с общественностью Республики Казахстан (НАСО РК).
По праву, как и годами ранее, открыла работу форума этого года Асель Караулова, президент коммуникационной группы Казахстанского Пресс-клуба, сооснователь Клуба «PR-шы», председатель Совета НАСО РК. Она отметила, что ключевыми темами форума являются: постправда и новые правила информационного поля, дезинформация и киберугрозы, информационные атаки и защита бренда. вызовы и угрозы репутационный капитал: вызовы и угрозы для репутации компаний и личности, влияние и использование искусственного интеллекта и многое другое.
— Впервые за более чем 20-летнюю историю Международного PR-форума мы объявляем отраслевой национальный конкурс «Лучший профессионал в PR и коммуникациях — 2025. Он для всех тех, кто двигает PR-индустрию вперёд, — объявила Асель Караулова.
(Условия конкурса можно найти на сайте:
http://prforum.kz/page68504709.html — примечание автора).
Форум был разделен на несколько сессий, в каждой из которых обсуждались определенные вопросы. Хочется отметить, что специалистами в области PR-индустрии была проведена глобальная работа – мониторинги, социологические опросы, исследования. По ее итогу стало понятно, что казахстанская индустрия пиарщиков нуждается сегодня в высоко профессиональных специалистах с аналитическим и критическим мышлением, знанием и опытом в разных компетенциях. Деятельность пиарщика сильно изменилась, и ему необходимо осваивать сегодня множество новых навыков, понимать, что за его действиями и даже каждым словом стоит репутация компании. С этой целью НАСО запускает профессиональную сертификацию казахстанских PR-специалистов.
Как заметил Артык Кузьмин, управляющий партнер Media System Group, в Казахстане происходит мощная автоматизация пиар, и, согласно опросам, практически 100 % специалистов пользуются ИИ, из которых 96,6 % используют ChatGPT.
Другой спикер Александр Рузанов, президент, BRIF Research Group, эксперт в области исследований, подчеркнул, что в большинстве случаев люди создают свои портреты в интернете не такими, какими являются в реальной жизни, и личные прямые коммуникации сохраняют за собой право устанавливать более доверительные коммуникации.
Асель Кужахметова, директор по коммуникациям и маркетингу Sergek Group, заметила, что у казахстанского пиара женское лицо – 83 % специалистов этой сферы являются представительницами прекрасного пола. Потому и казахстанский клуб называется по-женски «PR-шы».
Алима Исембаева, директор по связям с правительством и коммуникациям Coca-Cola Içecek в Центральной Азии и Кавказе, обратила свое внимание на общее этичное поведение представителей бизнеса и пиара.
— Неэтичное поведение является лупой для угроз и репутации компании, — отметила Алима Исембаева. — Репутационный капитал любой компании — это не бонус, а инвестиция в устойчивость. Репутацию создают и социально ответственные проекты компании, а также вносимый ими экономический вклад в развитие страны. К примеру, ВВП CCI составил 1,44 трлн тенге за 10 лет, 106 млрд. тенге инвестиций в экономику за 30 лет, 51,6 млрд тенге налогов за 10 лет. Компанией за время ее деятельности в Казахстане было создано 12 тысяч прямых и косвенных рабочих мест.
Говорилось на форуме о том, что важно не говорить о хорошем или своих позитивных намерениях, а доказывать это делами, проектами, фактами.
На сессии, посвященной вопросам дезинформации и киберугрозам, поднимались темы выработки стратегических решений противостояния им. В борьбе с распространяющимся в интернете мошенничеством спикеры предлагали учиться говорить «Жок!» — «Нет!». На эту тему даже разработана серия видеороликов и слоганов на казахском и русском языках. А спикеры одной из сессий вышли на сцену в футболках с такими призывами. На них было написано: «Мой ответ – слово «Нет!», «Ваша безопасность начинается со слова «Нет!», и так далее.
Эксперты отметили, что среди наших пороков и эмоций, которые эксплуатируются мошенниками, опять же, согласно исследованиям, являются: жадность и жажда быстрой наживы, страхи и тревоги, доверчивость к авторитетам, давление времени, когнитивные искажения.
В качестве инсайтов для «самообороны» были приведены некоторые инструкции, а также опыт соседних государств. К примеру, в Беларуси и Кыргызстане выдача кредитов замораживается буквально на 24 часа, чтобы у человека, оформившего документы на его получение, было время, чтобы осознать, принял ли он верное решение. По обращению клиента, когда он просит отказаться от оформленного на него кредита, банки этих стран не открывают кредиты. Другой вопрос, пойдут ли на такие действия банковские структуры Казахстана?
Но есть одно решение для казахстанцев – в системе Egov можно поставить запрет на выдачу кредита, и тогда никто никакие документы через вас и вы самостоятельно, без снятия этого запрета, оформить кредит не сможете.
Также следует знать, что мошенничество – это уголовно наказуемая статья.
Отметим, что в мире за последние три года мошенничеству подверглось порядка 109 тысяч человек. В Казахстане только в прошлом 2024 году граждане после общения с мошенниками отдали им порядка 45 миллиардов тенге.
В качестве противодействия интернет-мошенникам пиарщики предлагают и социальную солидарность, всестороннее развитие антимошеннической гигиены.
Участники форума обращали внимание и на то, как уровень финансовой грамотности влияет на распространение дезинформации и финансовых мошенничеств, называли основные каналы распространения фейков и кибермошенничества, говорили об ответственности СМИ за распространение недостоверной информации и о том, как компании должны адаптировать свои PR- и коммуникационные стратегии.
В другой сессии под названием «ESG* коммуникации: между давлением и доверием», к примеру, Мария Горохова, PR менеджер Carlsberg Kazakhstan подчеркнула:
— Говоря о важности ESG проектов для выстраивания положительной репутации компании, важно всегда помнить не только о внешней аудитории, потребителях, которые все более активно выбирают продукты и услуги компаний, демонстрирующих свою социальную ответственность, но также и принимать во внимание и внутреннего клиента, сотрудников компании, которых также важно вовлекать в корпоративные социальные проекты. Потому что для нас все очевиднее, что ESG повестка напрямую связана с HR брендом компании как привлекательного работодателя. Особенно для представителей поколений Y и Z важно работать в компании, которая не просто делает бизнес, но имеет чёткую социальную стратегию, вносит вклад в решение важных социальных проблем.
Форум осветил и такие темы, как «PR-менеджер – правая рука CEO, и в этой части были отмечены глобальные задачи современного специалиста, и обозначены его возможности, в том числе и финансовые. Заработная плата профессионалов, знающих себе цену, растет, но и ответственность увеличивается.
Были на форуме и награждения, и networking, и вечерний прием. PR-форум еще раз показал, что индустрия пиар становится все более востребованной, но и нуждается в специалистах широкого профиля, готовых постоянно держать курс на самосовершенствование в быстро меняющемся мире высоких технологий, интернета, ИИ и других сфер жизнедеятельности человека и компаний.
* Аббревиатуру ESG можно расшифровать как «экология, социальная политика и корпоративное управление», или в широком смысле устойчивое развитие бренда, компании.