В публичной сфере Казахстан подвергается критике якобы за неисполнение обязательств в рамках соглашения ОПЕК+. Однако страна от своих обязательств не отказывается, исполняя их.
Во-первых, доля Казахстана в рамках всего объема добычи стран-участниц соглашения ОПЕК+ составляет около 5%, а во всей глобальной добыче – менее 2% (Exclusive: Kazakhstan says oil output levels decided by national interest, not OPEC+ | Reuters), а поэтому даже незначительные превышения с его стороны не могут влиять на общую картину с ценами на мировых рынках.
Во-вторых, Казахстан, как и все другие страны, имеет право на отстаивание своих национальных интересов, равно как и другие участники сделки. Например, свои квоты неоднократно нарушали Россия, ОАЭ и Ирак. Однако к ним никаких публичных претензий предъявлено не было, хотя у всех из них доля в добыче заметно выше.
Reuters (Kazakhstan’s OPEC+ defiance could push Saudi into a painful price war | Reuters): «Соблюдение договоренностей далеко от идеала: ряд членов, включая Ирак и ОАЭ, не выполняли взятые на себя квоты. (…)
Нехватка дисциплины внутри альянса раздражает Саудовскую Аравию, которой, по оценке МВФ, необходима цена выше $90, чтобы сбалансировать бюджет.»
Иначе говоря, настаивая на соблюдении условий сделки, Саудовская Аравия преследует свои национальные интересы. В то время как то, что это нарушает интересы других участников, в расчет не принимается.
При этом Казахстан от своих обязательств не отказывается (Exclusive: Kazakhstan says oil output levels decided by national interest, not OPEC+ | Reuters).
Министр Аккенженов: «Наше участие в ОПЕК+ является важным инструментом обеспечения глобальной стабильности, создания условий для реализации национальных планов и привлечения инвестиций. Мы настроены на конструктивную работу в рамках соглашения и выполнение взятых на себя обязательств.»
В-третьих, Саудовская Аравия, резко увеличивая со своей стороны добычу нефти, наносит еще больший ущерб сделке ОПЕК+, стимулируя снижение цен.
Reuters (Kazakhstan’s OPEC+ defiance could push Saudi into a painful price war | Reuters): «Ранее в этом месяце Саудовская Аравия и другие производители подали сигнал странам-нарушителям, неожиданно договорившись об ускоренном росте добычи на 411 тыс. баррелей в сутки в мае — втрое больше, чем в изначальном плане. Также Саудовская Аравия резко снизила цены на нефть для покупателей из Азии до самого низкого уровня за четыре месяца, что стало еще одним вызовом для остальных поставщиков.»
Это означает, что Саудовская Аравия и другие производители, которые к ней присоединились, еще сильнее нарушают баланс рынка.
Другими словами, Казахстан соблюдает баланс своих интересов и интересов других участников сделки. В то время как другие участники со своей стороны позволяют себе нарушать баланс рынка.