Прокурор Дана Сарсенбай на суде зачитала допрос Нурганата Гайыпбаева, дяди погибшего Шерзата Полата, который был проведён в рамках досудебного расследования ещё до самоубийства самого Нурганата, передает Bizmedia.kz.
Что произошло
Происшествие началось с перепалки, но переросла в жестокую расправу с поножовщиной
Нурганат Гайыпбаев, дяди погибшего Шерзата Болата, рассказал, что вечером ему позвонил племянник Шерзат и сообщил:
«Нурганат ага, с кем-то повздорил, ударил. Срочно приезжайте».
Когда Нурганат прибыл в магазин, то увидел мужчину в шапке. Позже он узнал, что это был Дархан (подсудимый Аскентай), с которым Шерзат вступил в конфликт.
Шерзат рассказал, что зашёл в магазин, чтобы забрать зарядное устройство для телефона. Там он стал свидетелем грубого разговора Дархана с его отцом. Шерзат, взяв зарядку, тихо вышел наружу, но на улице всё-таки подошёл к Дархану и спросил: «Ага, почему не уходите? Почему вы разговариваете с отцом грубо?». В ответ Дархан не только отреагировал грубо, но и оскорбил мать Шерзата. 16-летний подросток не выдержал и ударил его.
Нурганат попытался разобраться в ситуации и предложил Дархану решить всё по-мужски, но в ответ получил угрозы. После этого Дархан начал звонить кому-то по телефону.
События разворачиваются
Через несколько минут к магазину подъехал автомобиль марки Volkswagen Golf, за рулём был неизвестный молодой человек. Пассажир Нурбол (Нурбол Токтаубаев) вышел и начал диалог: «Я «Хуторский». Ты меня знаешь?».
Нурганат опять хотел уладить ситуацию мирно: предложил встретиться на следующий день, трезво всё обсудить и при необходимости компенсировать ущерб. Однако Нурбол отреагировал агрессивно, начал материться и оскорблять его.
К разговору подключился Каржаубай Нурымов, отец Шерзата. Выяснилось, что Дархан предъявил поддельный чек об оплате. В ответ на это Нурбол заявил, что сам оплатит товар, что и сделал через приложение Kaspi.
Нурганат снова предложил встретиться завтра для мирного разговора, и Нурбол согласился, пожал ему руку и уехал.
Возобновление конфликта
Нурганат, Шерзат и Каржаубай зашли в магазин, чтобы пересчитать кассу, но увидели, что Нурбол, Дархан и водитель вернулись. Нурбол и Каржаубай снова начали конфликтовать. Шерзат пытался их разнять.
Каржаубай заметил, что у Нурбола в магазине был нож. Нурганат снова попытался уладить ситуацию, предложил деньги и даже был готов накрыть дастархан в знак примирения. Но Нурбол начал звонить своим знакомым – сначала «Чике», потом Нуркиясу (подсудимый Ильясов) и другим.
Понимая, что обстановка накаляется, Нурганат попросил Шерзата уйти домой. Он видел, как племянник сел в автомобиль и уехал.
Пока Нурганат разговаривал с Нурболом у магазина, приехали две машины. Из Hyundai Accent вышли три-четыре человека, из Mercedes – Абзал (подсудимый Шынасыл), Нуркияс, Шынгыс (подсудимый Белгожаев), ещё один парень и две девушки.
Нурганат продолжал:
«Ко мне первым подошёл Нуркияс, все поздоровались. Потом он пошёл в сторону магазина. Чика, который вышел из «Акцента», тоже поздоровался. Я сказал, что его лицо мне знакомо. Он улыбнулся и пошёл в магазин, открыл двери и сказал своим парням: «Делайте». Сам зашёл внутрь. Тогда все начали идти в мою сторону».
В углу магазина Нуркияс начал избивать кулаками подростка Ахмета, друга Шерзата. Тот упал и ударился головой о бетон. Абзал поднял Ахмета за шиворот. Нурганат вступился за мальчика: вырвал его из рук Абзала и приказал ему убегать через дорогу.
После этого группа напала на самого Нурганата. Нуркияс начал бить его кулаками. Нурганат отбивался и ударил Нуркияса в грудь.
Нурганат рассказал дальше:
«Каржаубай не мог выйти из магазина: дверь блокировала одна из девушек ногой. Другая девушка стояла у «Mercedes». Потом в ход пошли ножи. Одна из девушек достала ножи из автомобиля и передавала их парням».
В первую очередь нож оказался у Нуркияса. Нурганат умолял их прекратить драку, но Нуркияс дважды замахнулся на него ножом. Затем на Нурганата снова напал Абзал.
Нурганат продолжил:
«Не понял, откуда появился Шерзат. Он ударил Абзала, и тот отступил. Я оказался в углу магазина. Около десяти человек начали набрасываться на меня. Я начал отступать. Тогда Шерзат схватил меня сзади и сказал: «Убежим, Нурганат ага». Я велел ему убегать, а сам попытаюсь найти выход».
Когда Шерзат отбежал на 10-15 метров, он закричал: «Нурганат ага, они что-то воткнули в меня!». Эти слова он повторил трижды. Нурганат подбежал к нему, обнял, приподнял кофту и увидел ножевое ранение в левую часть спины. Чтобы предотвратить пневмоторакс, он прикрыл рану ладонью и начал звать на помощь: «Жигиттер, остановитесь, позовите «скорую!».
Последнее, что смог рассказать дядя Шерзата:
«В нашу сторону шли восемь человек. Кто они были, я не знал, было темно. Я крепко обнял Шерзата и телом прикрыл его. Нас били ногами, но разнять нас не могли. Абзал ударил меня ножом в правое бедро. Я терпел. Потом Нуркияс ударил ножом по бедру второй раз. Затем Абзал третий раз ударил ножом по бедру. После чего кто-то ударил меня по голове чем-то железным у правого уха. Я потерял сознание и отпустил Шерзата».
На место происшествия пришла невестка Гульбара Бишембиева, мать Шерзата, и попыталась защитить Шерзата. Что происходило дальше, Нурганат не помнит: в сознание он пришёл уже в больнице.