Главное достижение нашего казахстанского АПК, это — возможность производить здоровые продукты, высококачественные изделия из мяса. Это, кроме нас, могут подтвердить наши импортеры и туристы, но на базаре нам могут подсунуть дохлятину. «Серый» рынок наличной говядины оперирует ветеринарными справками, выданными частными лабораториями на рынках за деньги. Заготовители, опасаясь налоговиков, предпочитают отправлять мясо не дороже – на мясокомбинат, а жертвуя выгодой – за наличку на базар. Мимо бюджета уходит, минимум, триллион тенге, не облагаемого налогами валового оборота.
Засветиться в налоговой страшнее, чем недополучить денег
«С этой шумихой по налоговой реформе многие наши частные заготовители КРС (крупнорогатого скота) переориентировалась на продажу мяса в «серую», то есть за наличку на базар», — пишет на своей странице в Meta директор Айдабольского мясокомбината в Акмолинской области Азамат Шалмагамбетов.
Факт более высоких закупочных цен Айдабольского мясокомбината, по сравнению с перекупами, заготовителей не сильно мотивирует. Они боятся, по мнению главы комбината, что их ИП будут засвечены в налоговой, так как мясокомбинат работает в «белую», подавая все данные в Налоговый комитет, и им насчитают задним числом НДС и остальные налоги.
В прошлом году ему удалось сломать тенденцию, чтобы заготовители-ИП стали собирать по округе живой КРС и сдавать легально через мясокомбинат со всеми налогами, сельской занятостью, смежниками. Это — не малая часть, так как основная масса КРС, примерно 70% от поголовья, сконцентрирована в ЛПХ (личные подсобные хозяйства) и КХ (крестьянские хозяйства). Сейчас — наглядный дефицит предложения КРС и вся предыдущая многолетняя работа из-за планируемых налоговых новшеств «коту под хвост».
«Никто в правительстве не понимает или не учитывает реалии, и нам официальным сельхозпереработчикам тяжело закупать сельхозсырье без НДС, проблема первичного НДС очень актуальна, хоть скот, молоко с подворий, ранние овощи и фрукты, грибы, ягоды, мёд, рыба», — поясняет Азамат Шалмагамбетов.
Триллион тенге необлагаемого налогами оборота в год
Когда докладывают про приписки по скоту президенту, что 2 млн КРС нет в наличии, то не учитывают в этих цифрах, считает глава комбината, сколько было скота продано без снятия с учёта ИСЖ?
«Лёгкий пример: ежедневно в Астану завозят мяса говядины примерно от 300 до 500 туш, только малая из них с ветсправками. Если в среднем брать тушу 180 кг, то получается от 54 тонны до 90 тонн в день. Умножим на среднюю цену в 2600 тг/кг, то в деньгах 140, 4 — 234 млн тенге, а в год цифра необлагаемого налогами от оборота только мяса говядины, примерно более 51 млрд в год по Астане», — считает Шалмагамбетов.
А в головах КРС от 109500 голов до 182500 голов в год, то это только один субъект республики, по минимуму можно смело умножить на 17 субъектов и это, примерно, годовой необлагаемый оборот 1861500 голов КРС по Казахстану в год. Вот это и есть так называемые приписки на 2 млн голов КРС, что в деньгах близко к 1 трлн тенге в год необлагаемого налогами валового оборота. Когда спрашивают, где найти деньги в бюджет, то не там ищут. Лучше подумайте, как легализовать этот неучтенный поток и это даст импульс к развитию по всей цепочке переделов.
Да, с официальной статистикой, по данным которой за январь-март 2025 года произведено 19,3 тыс. тонн свежего или охлаждённого мяса КРС, свиней, овец, коз, лошадей, пример Шалмагамбетова не бьется. Ведь по статистике получается, весь Казахстан в месяц производит около 6,4 тыс. тонн разного мяса, а у Шалмагамбетова (умножим средние 70 тонн мяса в день на 30 дней) только в Астане, только говядины съедают 2,1 тыс. тонн в месяц. А есть еще Алматы, Шымкент, областные центры … Верится больше Шалмагамбетову.
Огромный «серый» рынок ставит под удар, по мнению Шалмагамбетова, вообще всё развитие отрасли переработки, легальные переработчики не могут конкурировать с теми, кто не платит налоги и вследствие этого не растут в мощностях и объемах переработанного сырья. Но та же Беларусь смогла как-то всё упорядочить и обеспечивать не только себя, но и все соседние страны молоком и мясом.
Легализовать перекупщиков, дав им пряник в виде отдельного налогового режима с погашением первичного НДС и, с другой стороны — ужесточение наличной торговли без оплаты налогов. Принцип должен быть для всех един — налоги платят все. Вернуться к заготконторам с отдельным ОКЭД по отечественной сельхозпродукции, предлагает автор поста в комментариях.
«Без налогов нельзя», — отвечает Шалмагамбетов одному из комментаторов на предложение вообще «убрать налоги с МСХ, но и жёстко требовать от крестьян продавать только официально, чтобы рынок мяса был прозрачным и понятным. – «Сопряжение между разными юрлицами будет осуществлять проблематично, будут рваться хозяйствующие цепочки. Надо просто понять какую задачу выполняет каждый передел, и брать налоги на конечных переделах. Первичные переделы аккумулируют легальное количество сырья, это — их главная задача. Ведь арифметика проста, это: всегда произведение количества на стоимость, так надо на первых переделах увеличивать при малых налогах количественные показатели, а на последних переделах увеличивать стоимостные налоги, предлагает он, в свою очередь.
«По сельхозтоваропризводителям оставим все как есть. То есть, льгота минус 70%, остается», — вспоминаются слова вице-премьера Казахстана Серика Жумангарина.
Промышленная переработка мяса, это — процесс изменения свойств мяса с помощью химических и физических методов для производства разных мясных продуктов.
Промпереработка включает в себя разделку мяса, удаление костей, жиров, рубку на куски, маринование и соление.
Результатом промышленной переработки мяса являются мясные консервы, колбасы, полуфабрикаты и другие продукты.
Переработка позволяет увеличить срок хранения продуктов, улучшить их вкус и сохранить питательность.
Наши взяточники повеситься могут, отвечает Шалмагамбетову пользователь Айдар Шаймуханов. Дотации тоже не давать, а длинные кредиты – да, тогда ответственность появиться. Не нужна будет армия проверяющих, одобряющих. Плюс отдельно агробанк на базе АКК создать.
АКК и так сейчас претерпевает цифровые изменения, пытаясь стать отраслевым агробанком. Длинные кредиты, это — правильно, только что будут закладывать наши фермеры в залоги, они и так закредитованы до ушей, сомневается Шалмагамбетов.
Казахстанцы «по факту, едят дохлятину»
Еще один его комментатор предлагает «запретить частные лаборатории на рынках. Они мясо принимают без (ветеринарных – Bizmedia.kz) справок. Взымают 5 тысяч и погнали».
И ещё, помимо денег, отрезают, якобы для экспертизы, с самых лакомых мест по два-три килограмма мякоти, добавляет автор поста.
В 2019 году мой дом в ЮКО купил один бедный ветинспектор, приехавший на старой Ниве: торговался долго. Потом оказалось, что он был начальником райвета. Через три года проезжал мимо и не узнал свой дом. Это был дворец с новыми Lexus’ами во дворе, иллюстрирует факт еще один пользователь.
Бог бы с ним, если бы не страдала отрасль в целом и население получало качественную продукцию, но по факту едят дохлятину, не зная об этом, добавляют к «картинке».
«Дело не в лабораториях. Официально нереально привезти: убойный пункт, как минимум, должен быть, а их практически нет», — добавляют еще.
Зачастую вынужденный убой или даже падёж пропускают на реализацию, — следует совсем уж страшная реплика.
Вопрос только в размере взятки, подтверждают реплику.
Государство будет поддерживать аграрные предприятия
Был приглашен на совещании под председательством премьер-министра РК по вопросам агропромышленного комплекса (АПК). Высказал пару вопросов, один про «первичный НДС». Был услышан, надеюсь, скоро увидим ответы в новом налоговом кодексе, писал Шалмагамбетов в предыдущем посте.
На встрече Бектенов отметил, что правительство поддерживает аграрный сектор — 700 млрд тенге найти на удешевленное финансирование достаточно сложно, но правительство это делает.
Там же министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров озвучил уже много раз сказанное и им, и другими членами кабмина, о росте льготного финансирования посевной до рекордных 700 млрд тенге в 2025 году с заблаговременным запуском кредитования, внедрении спецпрограммы гарантирования до 85% от суммы займа на посевную, росте доступности лизинга сельхозтехники из-за роста объема финансирования за год на 80 млрд до 200 млрд тенге под 5%, и что при этом сама техника может стать залогом, а взносом – инвестсубсидии, что выделено 30 млрд тенге на форвардный закуп Продкорпорации, 40 млрд – на субсидирование экспортных расходов для расширения географии, что с 2024 года дают кредиты предприятиям переработки на пополнение оборотных средств, в 2025 году задача — направить на эти цели 48 млрд тенге.
Гендиректор ТОО «Агрофирма «Родина» Иван Сауэр напомнил, что надо улучшить сбор информации и определение статуса участников АПК в предстоящей национальной сельхозпереписи, создание единой базы учета запчастей на сельхозтехнику.
Директор одноименного КТ Геннадий Зенченко призвал коллег обеспечивать привлекательность зарплаты специалистов и стимулировать подготовку квалифицированных кадров.
Также на встрече выступили вице-президент холдинга АО Aitas-KZ Рабига Токсеитова, директор ТОО «МВ4» Азамат Шалмагамбетов, учредитель ТОО «Евразия Инвест LTD» Иван Георгиади, руководитель Asyl Farms Габиден Балгинбеков, гендиректор ТОО «Маслодел» Павел Селиванов и председатель президиума НПП «Атамекен» Раимбек Баталов.
Премьер-министр акцентировал внимание на стратегической цели — превращении АПК в технологичный и инновационный сектор экономики, для чего фермеры должны внедрять современные агротехнологии, повышать производительность, расширять ассортимент высокорентабельной и экспортоориентированной продукции.
«Государство будет оказывать всестороннюю поддержку аграрным предприятиям. (…) Результатом совместной работы должно стать обеспечение казахстанцев качественными и доступными продуктами питания собственного производства. Казахстан должен быть конкурентоспособным игроком в сфере глубокой переработки сельхопродукции», — подытожил Олжас Бектенов.