На заседании Мажилиса депутат Болатбек Нажметдинұлы обратился к заместителю Премьер-Министра — министру национальной экономики Серику Жумангарину с предложением пересмотреть подход к налоговым льготам для предприятий обрабатывающей промышленности.

«Я хочу скорректировать свой вопрос, потому что вы в своём докладе уже отошли от версии, которая зашла к нам в парламент. Это, я знаю, итоги нашего заседания на площадке фракции Аманат. Это нами, конечно, приветствуется, но всё равно есть вопросы», — отметил депутат.
Он напомнил, что в проекте предлагается с 2026 года снизить корпоративный подоходный налог (КПН) до 10% для предприятий обрабатывающей промышленности. Однако, по его мнению, следует дифференцировать подход к получателям льгот.
«Список тех, кто будет получать эти 30%, надо пересмотреть в сторону 80 на 20%», — добавил Нажметдинұлы, имея в виду, что приоритет должны получать предприятия, создающие продукцию с более высокой добавленной стоимостью.
Серик Жумангарин согласился с замечаниями и напомнил, что ранее было решено убрать льготы для обрабатывающей промышленности.
«Это как раз в понедельник на фракции Аманат озвучивал Дюсюмбай Нурбаевич. Я считаю, это нарекание и у депутатов вызывало, и у нас тоже. Поскольку мы обрабатывающей промышленности достаточно много даём льгот по разным направлениям», — пояснил министр.
Он подчеркнул, что если льгота и будет, то она должна быть всеобъемлющей и не зависеть от размера предприятия: «Она будет для всей обрабатывающей промышленности».
При этом министр положительно оценил предложение депутата: «Ваше предложение о том, что чем выше передел, тем больше льгота — оно жизнеспособное. Ты производишь руду или концентрат, либо готовый металл — это разная добавленная стоимость. Мы это будем поощрять».
Жумангарин отметил, что подобный подход уже частично реализуется в рамках закона о промышленной политике, в частности — через обязательства продавать сырье на внутреннем рынке при переработке. Также, по его словам, недропользователи, перерабатывающие добытое сырьё, получают значительные преференции.
«Мы заинтересованы в том, чтобы перерабатывать то, что добываем», — добавил он.
Что касается аграрного сектора, министр напомнил о действующей налоговой поддержке сельхозтоваропроизводителей: «Мы 70% НДС фактически гасим за счёт бюджета. Сельхозтоваропроизводитель продаёт, начисляя 100%, но на самом деле оплачивает 30%. Трейдер возвращает у государства все 100%».
Он отметил, что дополнительное снижение ставки до 8% в этом случае нецелесообразно: «Я думаю, сельхозтоваропроизводитель выдержит разницу в 4%. Мы посчитали, в общей линейке эта нагрузка — 2,7%. Всё закрываем. Все деньги дешёвые в село сейчас идут».
В завершение министр поблагодарил за инициативу и пообещал рассмотреть предложения более детально.