Развитие рынков криптовалюты – это глобальный тренд, и Казахстан – не исключение. В нашей стране в последние годы рынок цифровых активов развивается стремительно, привлекая внимание как частных инвесторов, так и государственных структур. Однако наряду с ростом интереса к криптовалютам, появляются и серьезные проблемы: отсутствие четкого регулирования, ограниченный доступ к банковской инфраструктуре и запреты на определенные виды операций с цифровыми активами.

Проблему излишних ограничений и упущенных возможностей на пленарном заседании поднял глава фракции «Ак жол» в Мажилисе Азат Перуашев. Он адресовал депутатский запрос Премьер-министру Олжасу Бектенову.
«Все больше казахстанцев интересуются цифровыми валютами, рассматривают их как средство инвестиций, сохранения капитала и взаимных расчетов. Однако в стране отсутствует правовая инфраструктура для легального использования цифровых активов. Напротив, у нас действуют определенные запреты на оборот криптовалют, что приводит к отсутствию государственного регулирования крипторынка, использованию цифровых капиталов для нелегального оборота и теневой экономики. Запрет на использование криптовалюты, введенный Нацбанком РК, заморозил на годы внедрение в нашей стране этого бурно растущего новшества», – подчеркнул Азат Перуашев.
Действительно, несмотря на значительный интерес к криптовалютам в Казахстане, индустрия сталкивается с рядом серьезных вызовов. В первую очередь это касается правовой неопределенности и ограничительной системы.
Сейчас оборот криптовалют в Казахстан не запрещен полностью, но их использование остается под жестким контролем. Закон «О цифровых активах в Республике Казахстан», вступивший в силу в 2023 году, определяет основные принципы работы с цифровыми активами, но многие аспекты остаются неясными.
Согласно законодательству, граждане Казахстана как физические лица могут легально владеть любой криптовалютой. Но вот майнить, купить, продать или обменять криптовалюту в нашей стране можно только через юридические лица, зарегистрированные в Международном финансовом центре «Астана» (МФЦА).
Кроме того, криптовалюты не признаны официальным платежным средством, что означает невозможность их использования для расчетов в обычной жизни. Инвесторы и пользователи сталкиваются с неопределенностью в налогообложении и отчетности по операциям с цифровыми активами.
Азат Перуашев считает, что ограничения и неопределенность привели к росту теневого рынка, появлению незаконных криптообменников и процветанию мошеннических схем.
Еще одно больное место казахстанского крипторынка – ограниченный доступ к банковским услугам, отсутствие необходимой инфраструктуры. В большинстве случаев традиционные банки не работают с криптовалютными биржами и платформами, что затрудняет ввод и вывод средств.
В июне 2022 году в Казахстане запустили пилотный проект, позволяющий отдельным банкам второго уровня работать с криптобиржами, открывать у себя соответствующе счета. Это был важный шаг к легализации работы цифровых активов в стране. Ведь до этого момента взаимодействие криптобирж с традиционными финансовыми институтами не только не регулировалось, но и находилось под запретом.
Проект в итоге был приостановлен из-за опасений создания коррупционных рисков и «серых» схем. Но результатом «пилота» стала регуляторная база, которую разработал по итогам Международный финансовый центр Астаны (МФЦА). Набор нормативов регулирует деятельность криптобирж и их взаимодействие с банками второго уровня. Более того, в регулируемую среду включены и другие участники рынка цифровых активов – брокеры, консультанты и управляющие инвестициями.
Это позволило криптобиржам обращаться к любым коммерческим банкам страны, а не только к тем, что участвовали в пилотном проекте.
Но прогресс Казахстана, по мнению Азата Перуашева, недостаточен. Развитые передовые экономики уже ушли далеко вперед и создают свои государственные или частные криптобанки. Такие финансовые институты есть, по словам депутата, в США, Швейцарии, Германии, Сингапуре и ряде других государств.
«Фракция «Ак жол» предлагает рассмотреть создание в Казахстане собственного криптобанка, возможно, в гибридном формате, где участниками могли бы выступать Нацбанк и банки второго уровня, успешно внедряющие эти инструменты», – внес предложение мажилисмен.
Быть или не быть в Казахстане криптобанку и в каком формате он может возникнуть – этот вопрос предстоит обсудить на разных уровнях и разных площадках. А рынок цифровых активов тем временем живет своей жизнью и «болеет» своими болезнями.
Одна из них, довольно очевидная, связана с тем, что криптовалюта, какой бы воздушной, цифровой и эфемерной она ни была, является результатом определенных действий. Добыча или майнинг биткоина в Казахстане какое-то время очень быстро прогрессировал, но в конце 2022 года в стране стали ввели первые ограничения на потребление электроэнергии для майнинговых компаний, а также повышенные налоги для майнеров.
Эти ограничения проистекают из общей страновой проблемы – дефицита электроэнергии и связанного с ним роста тарифов. Хотя вопрос, насколько велик вклад майнинга в общий дефицит энергии, остается дискуссионным, но многие многие майнинговые компании уже перебазировались из Казахстана в другие страны
В то же время в стране до сих пор не сформирована правовая и техническая грамотность и культура использования цифровых активов, притом, что интерес к криптовалютам как платежному средству стремительно растет.
Как результат – увеличивается количество мошеннических схем и преступлений, связанных с цифровыми активами. Растут финансовые пирамиды, обещающие высокий доход на криптоинвестициях, происходят взломы кошельков и бирж, фишинговые атаки и мошенничество с криптовалютными переводами. Изобретательность преступников традиционно опережает меры защиты. И поскольку криптовалютный рынок в Казахстане еще не полностью урегулирован, жертвы мошенников часто остаются без защиты и не могут вернуть свои средства.
Да, рынок цифровых активов в Казахстане сталкивается с серьезными проблемами, связанными с правовой неопределенностью, ограничениями на банковские операции и жестким регулированием майнинга. Немало предстоит сделать и в сфере правовой, финансовой и технической грамотности потенциальных пользователей цифровых активов. Но несмотря на сложности, страна продолжает развивать свою криптоинфраструктуру и рассматривает возможность создания криптобанка.
Если правительство сможет выработать сбалансированную политику, обеспечивающую безопасность и прозрачность крипторынка, то у Казахстана есть шанс стать лидером в сфере цифровых активов как минимум в Центральной Азии.