Наша планета утопает в мусоре. Свалки, мусор на дорогах и в диких лесах, пластик в море и в организмах живых существ … Казахстанские компании и граждане не отстают. Они «произвели» уже океан отходов: большей частью промышленных, меньшей – коммунальных. Bizmedia.kz предлагает обсудить, как сейчас перерабатываются отходы в Казахстане и каковы перспективы.

Упаковка творога в пластик для оконных рам
Основатель стартапа ECO Network Евгений Мухамеджанов поясняет, что «в Казахстане есть иерархия управления отходами. Она прописана в экокодексе и скопирована с иерархии Евросоюза. Главный приоритет – мусор не создавать, отходы вторично использовать и только потом перерабатывать».

Переработка отходов или их сжигание в мире давно не в приоритете – транспортировка и переработка тоже несут углеродный след, больше или меньше, в зависимости от организации процесса. В Казахстане многие заводы по переработке не соблюдают экологических норм.
Раздельный сбор отходов сам по себе не имеет ценности, это – лишь способ привлечь внимание людей к тому, как много отходов они создают. Когда человек складывает весь мусор в один пакетик и выбрасывает в конце дня, вроде, это немного. Когда он собирает отдельно пластик, макулатуру, стекло, алюминий, батарейки и так день за днём, то вскоре собирается много этих пакетиков на балконе или ещё где-то. Человек понимает, что сам покупает в большом объёме эти отходы. Он начинает думать, как этот объем мусора уменьшить, изучать, слушать экспертов.
«Мы тщательно изучали статистику все 7 лет работы на рынке. Она — кривая. Реально, по всем метрикам, в Казахстане создается около 10 млн тонн твердо-бытовых отходов, а у министерства (экологии и природных ресурсов — Bizmedia.kz) цифра 4,5 млн тонн. Почему? Все свалки занижают в 2 раза принимаемый объем отходов, потому что платят за выбросы в окружающую среду. Перерабатывается в стране реально 3-4% отходов, хотя нам показывают цифру 26%», — говорит Мухамеджанов.
Для сбора этой «статистики» акиматы обзванивают, по его словам, компании и записывают их данные. Долгие годы Астана, например, давала в статистику переработки просто весь объем, который попадал на мусоро-сортировочный завод, хотя оттуда на переработку попадает 4-5%.
«Всё, что мы производим в Эко-Хабе: брелоки, ёлочные игрушки, подставки для телефона, ключницы, столы, скамейки, стулья, — для привлечения внимания. У нас нет задачи произвести 1 000 скамеек, 1 000 столов. Это ничего не изменит для экологии. Мы хотим, чтобы больше стало объектов ресайклинга, чтобы люди могли говорить: «Смотри, смотри у меня дома такая же ключница из переработанного пластика!» — говорит Мухамеджанов.

ECO Network сначала массу людей научила сортировать отходы, не создавать лишнего мусора. И продолжает на сервисе поддерживать с ними диалог. Чтобы люди увидели конечный процесс сбора мусора, компания построила Эко-Хаб, куда человек из дома может принести свои раздельно собранные отходы и увидеть все процессы, участвовать в них. В компании планируют построить, с государством и спонсорами, Эко-Хабы к каждом городе Казахстана.
«Оказывается, крышечки у бутылок — разных типов пластика, проблема для переработки. Приходится их делить по цветам, типам производителей, иначе конечный товар может получится не того качества. Нужен единый стандарт как в Европе. Однако, этого в Казахстане нет, никто за этим не следит, полнейший бардак в гостах пластика. Даже молочные продукты: творог, сметану, кто как упаковывает: кто-то использует пищевой, кто-то непищевой пластик. Один бренд упаковывает творог в пластик, из которого делают оконные рамы», — отмечает эксперт.
Затратили много времени, чтобы разобраться: какие крышечки подходят для изготовления, допустим, стола, это чуть проще, а мелкое изделие получается с резким ухудшением. Всё структурировали и получили интересные и качественные продукты, которые людям нравятся, и они готовы их купить.
«Очень часто социальные проекты живут долго за счет грантов, а решают ли они проблему не понятно. Единственный критерий полезности — желание твою услугу или товар купить. Это -социальное предпринимательство. Гранты не должны составлять более 10% от твоего оборота. И если никто не захочет заплатить за то, что ты делаешь, значит, ты туфту какую-то выпускаешь», — говорит Мухамеджанов.
ECO Network – платформа формирования нового HR-бренда и экоимиджа компаний, нацеленных на сведение к минимуму отходов от ведения бизнеса и вовлечение в это сотрудников и их семей. Её создатели разработали модель, в которой компаниям-клиентам выгодно становиться частью платформы. Деятельность компании включает обучение сотрудников, установку экобоксов, вывоз раздельно собранных отходов, экопиар. Через обучение идёт экологизация сознания работников, тренеры показывают, что, внедрив новую модель поведения, бизнес становится более ответственным и привлекательным для потребителей, комфортным и заботящимся о состоянии окружающей среды – для сотрудников. Клиентам доступны сведения о собранном объеме макулатуры, пластика и стекла. Платформа уже объединила сотни компаний: кафе и рестораны, банки, IT-чемпионы, спортивные мероприятия, в девяти городах Казахстана.
В Казахстане — 55 млрд тонн промышленных отходов
Страна только начала инвентаризацию своих 55 млрд тонн промышленных отходов. Разработана Дорожная карта по ревизии ТМО, начата инвентаризация, чтобы оценить состояние ТМО, определить приоритетные направления переработки и привлечь инвестиции для экологических проектов», — сказал министр промышленности и строительства Ерсайын Нагаспаев на недавнем заседании правительства.

В Казахстане зарегистрировано 1 747 объектов техногенно-минеральных образований (ТМО) общей массой 55 млрд тонн. Основные объемы ТМО — в Павлодарской, Карагандинской и Костанайской областях. Более 67% ТМО требует проведения разделительного баланса.
«Уровень переработки ТМО в Казахстане составляет около 11%, в то время как в развитых странах достигает 70-80%», — сказал Нагаспаев.
По его словам, для переработки используются отработанные месторождения и хвосты обогащения при добыче меди, золота, железа.
«Компания Коунрад перерабатывает ТМО своего рудника, производя ежегодно до 12 тыс. меди – примерно 2,8% от всей медной отрасли страны», — отметил министр.
Также, за последние два года реализовано 3 проекта по переработке отходов на Т47,8 млрд и «в ближайшие два года планируется еще 4 проекта с общими инвестициями Т37 млрд». Реализуется 25 проектов по вторичной переработке промышленных отходов на Т330 млрд, введены 8 проектов на Т133 млрд. В 2025 году планируется запустить 7 новых проектов на Т110 млрд, отметил Нагаспаев.
Компании-нарушители наказываются. С АО «Каспий Нефть», контролируемого Тимуром Кулибаевым, за накопление отходов взыскан штраф на Т13,7 млрд, заявил министр экологии и природных ресурсов Ерлан Нысанбаев.
«С 2022 по 2024 годы за нарушение экологического законодательства в части нарушения требования по управлению отходами, наложено 405 штрафов на Т14,3 млрд. В частности, на АО «Каспий Нефть» за накопление отходов без экологического разрешения, наложен и взыскан штраф на Т13,7 млрд, АО «AltyntauKokshetau» (…) штраф на Т145 млн, АО «Финансово-инвестиционная корпорация» — Т108,7 млн», — сказал Нысанбаев, также, на заседании правительства.
По его словам, ежегодно в Казахстане образуется порядка 1 млрд тонн промышленных отходов.
Основные «образователи»: горнодобывающая промышленность и разработка карьеров — 70%, обрабатывающая промышленность — 15,8% и снабжение электричеством, паром, газом — 2%.
По Экологическому кодексу в управлении отходами предусмотрено госрегулирование, внедрен принцип иерархии отходов и определены сроки временного хранения отходов. За неисполнение требований по управлению отходами — штрафы.
Казахстан «производит» более 4,5 млн тонн коммунальных отходов
Всего 3,5% отходов перерабатывают в Шымкенте, заявил министр Нысанбаев. В Северо-Казахстанской области перерабатывают 5% отходов, в Мангистауской – 5,5%, в Алматы — 7,3% и в Ұлытау – 12%.

По его словам, средний, по Казахстану, уровень переработки отходов в 2024 году составил 25,8%, при плане 30%. Ежегодно в стране образуется более 4,5 млн тонн коммунальных отходов.
Инвестированные в сортировку мусора только в двух регионах Казахстана более 3 млн евро в 2021 году не дали, по его данным, результата, производства не запущены.
«В Актюбинской области инвестор — ТОО «Дельта Актобе» планировала наладить всю цепочку от вывоза до переработки и захоронения ТБО. Из-за недоработки со стороны местных властей ранее предоставленный договор на земельный участок под сортировочную линию был расторгнут. (…)
По области до сих пор не запущен проект по сортировке мощностью 60 тыс. тонн в год, стоимостью 1,6 млн евро, профинансированный в 2021 году за счет средств оператора РОП. Аналогично, с 2021 года не запущен проект по сортировке мощностью 100 тыс. тонн в год стоимостью 2,6 млн евро в области Абай», — сказал Нысанбаев.
В Алматинской области АО «Алатау Жарык Компаниясы» документально выдает, по данным министра, техусловия с несуществующей подстанции, что привело к задержке подачи документов компании ТОО «ADC Taza Alem» в АО «ФРП», а в Кызылординской области по 6 проектам по сортировке в райцентрах выделены земельные участки, но без электроснабжения, водо-газоснабжения и дороги.
Остается потенциал для роста мощностей по переработке порядка 450 тыс. тонн пластика в год — в Восточно-Казахстанской и областях Ұлытау и Жетісу нет предприятий и не заявлены проекты по переработке пластика. На предприятия по переработке стекла в Алматинской, Жамбылской областях и в Алматы и Шымкенте, а, при реализации заявленных проектов в Актобе и Кызылорде, акиматам остальных регионов нужно проработать вопрос поставки вторсырья на эти объекты.
«Несмотря на полное отсутствие сортировки отходов, по Туркестанской области, области Абай и городу Шымкент, отсутствуют проекты в данном направлении», — заключил Нысанбаев.
Какие технологии переработки отходов используются сегодня
Есть много технологий переработки основных отходов. Переработка отходов, это – не утилизация, а превращение обратно в полезное сырьё материалов, которые, по идее, можно уже выбросить. Макулатура – переработка газет и журналов. Сейчас появляются инициативы по переработке стеклянной, жестяной и алюминиевой тары, батареек, одежды, бумаги и картона, а главное -разных видов пластика: пакетов, упаковок из-под продуктов и бытовой химии и другого.

- Механическая переработка — сбор, сортировка, промывка, сушка, измельчение и гранулирование, например, пластика, композитов, резины, лакокрасок, герметиков искусственная кожа, бумага, плёнки в быту. Экономически эффективна, если отходы не сильно загрязнены. Затраты связаны со сбором, транспортировкой и обработкой материалов. Сокращает объёмы отходов на свалках и выбросы парниковых газов. Экологическая нагрузка от механической переработки отходов, включая сбор и транспортировку, обычно меньше, чем от первичного производства.
- Термическая и химическая переработка мусора делится на три метода: сжигание, газификация и пиролиз. «Грязное» сжигание требует дорогой системы очистки дыма. Экономически эффективнее перерабатывать мусор. При газификации мусор нагревают, образуется синтез-газ, который можно использовать как топливо или сырьё для химпрома. При пиролизе отходы нагреваются без кислорода. Метод особенно хорош для переработки пластика и резины. Например, есть проекты, где пиролиз используется для превращения старых шин в пиролизное масло — синтетическое топливо.
- Биопереработка из органических отходов: остатков еды, навоза, сельхозотходов и сточных вод, — экологически чиста, использует микроорганизмы для разложения органических материалов. Выделенный метан используют для производства электричества или отопления. Ещё один метод биопереработки — преобразование в компост.
- Физико-химическая переработка — осаждение, фильтрация и окисление, их используют для отделения твёрдых частиц от жидкости, например, для очистки сточных вод. В фильтрации отделяют твёрдые частицы от жидкости, пропуская отходы через фильтры. Например, сточные же воды — через песок, хлорирование используют для обеззараживания питьевой воды, а озонирование эффективно для удаления цвета и запаха.