В Казахстане усиливают защиту прав потребителей в онлайн-торговле

Председатель Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Аскар Тынысбеков рассказал, что в Мажилисе рассматривается обновленный проект закона «О защите прав потребителей», сообщает Bizmedia.kz.

Документ разработан по поручению Президента Казахстана с учетом анализа обращений граждан, предложений общественных институтов и результатов социологических исследований. 4 сентября 2024 года законопроект был одобрен депутатами Мажилиса в первом чтении.

Новая редакция закона направлена на усиление защиты прав потребителей, в том числе за счет введения института Омбудсмена, а также установления гражданско-правовой ответственности предпринимателей в виде штрафов. Кроме того, из законодательства исключены невозвратные тарифы на билеты.

«Особое внимание уделено вопросам электронной торговли – в законопроекте появится отдельный раздел, направленный на усиление защиты прав потребителей в онлайн-шопинге», – отметил на пресс-конференции в СЦК Аскар Тынысбеков.

10 января 2025 года Президент Казахстана подписал закон, вносящий изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), расширяющие полномочия Комитета по защите прав потребителей. Теперь уполномоченный орган может рассматривать дела, связанные с заведомо ложной рекламой (ст. 157 КоАП) и введением потребителей в заблуждение относительно качества товаров и услуг (ч. 1 ст. 190 КоАП).

Как отметил председатель Комитета Аскар Тынысбеков, ранее нарушения по этим статьям фиксировались в большом количестве, но механизм их выявления и привлечения к ответственности был неэффективен. «С передачей этих функций уполномоченному органу ситуация изменится, и закон заработает в полную силу», — подчеркнул он на пресс-конференции в СЦК.

Кроме того, серьезные изменения коснулись ч. 5 ст. 190 КоАП, регулирующей обязанности продавцов по предоставлению информации о контактных данных на казахском и русском языках, обеспечению обмена или возврата товара, а также ответу на претензии потребителей.

По словам Тынысбекова, правоприменительная практика показала резкий рост количества наказаний по этой статье — с 49 до 1306 предупреждений. Однако предупреждения не обеспечивали должного эффекта в плане профилактики нарушений, поэтому «в КоАП вместо предупреждения введено наказание в виде штрафа» отметил глава Комитета.

В 2024 году Комитет по защите прав потребителей получил около 63 тыс. обращений. Дополнительно в отраслевые государственные органы поступило более 122 тыс. жалоб, а общественные объединения потребителей рассмотрели порядка 73 тыс. заявлений.

«Каждое второе обращение в 2024 году было удовлетворено, а еще 35% гражданам была оказана правовая помощь. Больше всего жалоб поступает на розничную торговлю – 37,5%, за ней следует электронная торговля, количество обращений по которой с 2022 по 2024 год выросло в 5,5 раза. На третьем месте – бытовые услуги (8,8%), далее сфера ЖКХ (7,4%) и связь (3,5%)», – отметил Тынысбеков.

Комитет по защите прав потребителей в 2024 году провел более 1200 проверок и 300 профилактических контрольных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. По итогам проверок 107 компаний были оштрафованы, а 1306 получили предупреждения.

«В результате принятых мер права потребителей были защищены на сумму 2 млрд тенге. Зафиксировано 120 резонансных дел, в рамках которых удалось восстановить права 670 человек на сумму 1,4 млрд тенге. Например, за год были удовлетворены требования 58 покупателей автомобилей ненадлежащего качества на общую сумму 810 млн тенге, а дольщикам и покупателям жилья возмещено 228,5 млн тенге. Аналогичные решения приняты в отношении нарушений в сфере транспортных и туристических услуг», – отметил Тынысбеков.

Также он напомнил, что с 2022 по 2023 год Комитет инициировал 7 исков против АО Bek Air на сумму более 144 млн тенге в защиту 1861 потребителя. По этим делам суд вынес решения в пользу пострадавших пассажиров.

Продолжая тему:
#Защита прав потребителей #Казахстан #Мажилис #Министерство торговли и интеграции Казахстана #Онлайн-торговля
Lufthansa заплатит деньги казахстанцам — приговор суда Алматы
30 мая 2025 в 11:39
Жир на животе может делать это с организмом — новое открытие
28 мая 2025 в 12:02
Алматы получит пять новых центров: как изменится жизнь в мегаполисе
30 мая 2025 в 11:36
Университет Woosong в Туркестане начинает приём на осенний семестр
28 мая 2025 в 17:48
Курсант Национальной гвардии разработал учебник по формированию профессионального имиджа
30 мая 2025 в 11:30
Депозиты в ожидании решения Нацбанка: ставки почти не меняются
29 мая 2025 в 11:39
Нұрсұлтан Назарбаев Мәскеуге не үшін барды…
30 мая 2025 в 11:26
Может быть у каждого: названы скрытые признаки деменции у молодых
27 мая 2025 в 12:39
Қазақстандықтардың қарызы 3,9 трлн теңгеге өсіп кетіпті
30 мая 2025 в 11:24
На Каспии снова обнаружили десятки мёртвых тюленей
25 мая 2025 в 12:55
Обещали по $1200 в месяц — казахстанцы вложились в самокаты и остались ни с чем
30 мая 2025 в 10:57
Больше 80 тысяч казахстанцев просят жилье — что происходит на портале orken.otbasybank.kz
27 мая 2025 в 18:56
Мужчине в Жамбылской области ограничили свободу за неуплату алиментов
30 мая 2025 в 10:45
Кем Казахстан является для Италии — ответ в словах Джорджии Мелони
29 мая 2025 в 21:56
Международный валютный фонд сделал заявление после миссии в Казахстане
30 мая 2025 в 10:15
Удостоверение личности теперь можно оформить онлайн: как это работает
29 мая 2025 в 16:11
Вклады населения сократились: кто из банков удержал рост?
30 мая 2025 в 10:01
Спишь плохо? Уже на третью ночь страдает сердце — доказано наукой
27 мая 2025 в 13:03
ЕАЭО: Баж салығындағы үлесімізді 7 пайызбен шектеп отырғандар кімдер
30 мая 2025 в 09:22
Казахстанцы теряют интерес к доллару: спрос на минимуме с 2022 года
27 мая 2025 в 14:55
Единый ваучер для детей: как изменится доступ к секциям и кружкам
30 мая 2025 в 09:08
Путин поздравил Токаева с днем рождения
17 мая 2025 в 13:09
Сколько стоят доллар, евро и рубль в обменниках 30 мая
30 мая 2025 в 08:19
Школьные экзамены стартуют 29 мая: опубликован график итоговой аттестации
29 апреля 2025 в 17:18