В Казахстане усиливают защиту прав потребителей в онлайн-торговле

Председатель Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Аскар Тынысбеков рассказал, что в Мажилисе рассматривается обновленный проект закона «О защите прав потребителей», сообщает Bizmedia.kz.

Документ разработан по поручению Президента Казахстана с учетом анализа обращений граждан, предложений общественных институтов и результатов социологических исследований. 4 сентября 2024 года законопроект был одобрен депутатами Мажилиса в первом чтении.

Новая редакция закона направлена на усиление защиты прав потребителей, в том числе за счет введения института Омбудсмена, а также установления гражданско-правовой ответственности предпринимателей в виде штрафов. Кроме того, из законодательства исключены невозвратные тарифы на билеты.

«Особое внимание уделено вопросам электронной торговли – в законопроекте появится отдельный раздел, направленный на усиление защиты прав потребителей в онлайн-шопинге», – отметил на пресс-конференции в СЦК Аскар Тынысбеков.

10 января 2025 года Президент Казахстана подписал закон, вносящий изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), расширяющие полномочия Комитета по защите прав потребителей. Теперь уполномоченный орган может рассматривать дела, связанные с заведомо ложной рекламой (ст. 157 КоАП) и введением потребителей в заблуждение относительно качества товаров и услуг (ч. 1 ст. 190 КоАП).

Как отметил председатель Комитета Аскар Тынысбеков, ранее нарушения по этим статьям фиксировались в большом количестве, но механизм их выявления и привлечения к ответственности был неэффективен. «С передачей этих функций уполномоченному органу ситуация изменится, и закон заработает в полную силу», — подчеркнул он на пресс-конференции в СЦК.

Кроме того, серьезные изменения коснулись ч. 5 ст. 190 КоАП, регулирующей обязанности продавцов по предоставлению информации о контактных данных на казахском и русском языках, обеспечению обмена или возврата товара, а также ответу на претензии потребителей.

По словам Тынысбекова, правоприменительная практика показала резкий рост количества наказаний по этой статье — с 49 до 1306 предупреждений. Однако предупреждения не обеспечивали должного эффекта в плане профилактики нарушений, поэтому «в КоАП вместо предупреждения введено наказание в виде штрафа» отметил глава Комитета.

В 2024 году Комитет по защите прав потребителей получил около 63 тыс. обращений. Дополнительно в отраслевые государственные органы поступило более 122 тыс. жалоб, а общественные объединения потребителей рассмотрели порядка 73 тыс. заявлений.

«Каждое второе обращение в 2024 году было удовлетворено, а еще 35% гражданам была оказана правовая помощь. Больше всего жалоб поступает на розничную торговлю – 37,5%, за ней следует электронная торговля, количество обращений по которой с 2022 по 2024 год выросло в 5,5 раза. На третьем месте – бытовые услуги (8,8%), далее сфера ЖКХ (7,4%) и связь (3,5%)», – отметил Тынысбеков.

Комитет по защите прав потребителей в 2024 году провел более 1200 проверок и 300 профилактических контрольных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. По итогам проверок 107 компаний были оштрафованы, а 1306 получили предупреждения.

«В результате принятых мер права потребителей были защищены на сумму 2 млрд тенге. Зафиксировано 120 резонансных дел, в рамках которых удалось восстановить права 670 человек на сумму 1,4 млрд тенге. Например, за год были удовлетворены требования 58 покупателей автомобилей ненадлежащего качества на общую сумму 810 млн тенге, а дольщикам и покупателям жилья возмещено 228,5 млн тенге. Аналогичные решения приняты в отношении нарушений в сфере транспортных и туристических услуг», – отметил Тынысбеков.

Также он напомнил, что с 2022 по 2023 год Комитет инициировал 7 исков против АО Bek Air на сумму более 144 млн тенге в защиту 1861 потребителя. По этим делам суд вынес решения в пользу пострадавших пассажиров.

Продолжая тему:
#Защита прав потребителей #Казахстан #Мажилис #Министерство торговли и интеграции Казахстана #Онлайн-торговля
ДГД: Что важно знать при вывозе иностранной валюты из Казахстана
9 июля 2025 в 10:26
Токаев выразил соболезнования США в связи с наводнениями в Техасе
6 июля 2025 в 17:00
Лучший педагог Казахстана получит почти 4 миллиона тенге
9 июля 2025 в 10:24
В Карагандинской области нашли захоронение ребёнка эпохи кыпчаков
4 июля 2025 в 16:57
Сколько теперь стоит минимум пачка сигарет в Казахстане
9 июля 2025 в 09:54
Kaspi.kz: Теперь доступно погашение кредита или рассрочки круглосуточно в мобильном приложении
4 июля 2025 в 18:17
В Казахстане убрали более 1200 очагов мусора
9 июля 2025 в 09:15
Казгидромет предупреждает жителей Алматы и Актобе
7 июля 2025 в 09:52
Погода в Казахстане: 9 июля ожидаются дожди и грозы
9 июля 2025 в 08:34
Авто из ЕАЭС могут оказаться под запретом в Казахстане?
4 июля 2025 в 16:24
Сколько стоят доллар, евро и рубль в обменниках 9 июля
9 июля 2025 в 08:11
К концу 2025 года ожидается полное подключение к сервисам мобильных и межбанковских QR-платежей
4 июля 2025 в 21:33
АРРФР: Как добровольно отказаться от оформления кредита
8 июля 2025 в 21:43
АО «Пассажирские перевозки» запустил новые вагоны на маршруте Алматы – Саратов
7 июля 2025 в 13:16
Qazstat: число новых жилых высоток в Казахстане ставит рекорд
8 июля 2025 в 21:11
«Казгидромет»: 8 июля ожидается неустойчивая погода с грозами, градом и жарой
7 июля 2025 в 17:31
Легендарная группа Backstreet Boys выступит впервые в Казахстане
8 июля 2025 в 20:46
Рост цен на коммуналку решили притормозить
8 июля 2025 в 10:02
В Казахстане разработали правила работы Антифрод-центра
8 июля 2025 в 20:20
Эти лекарства нужно взять с собой в отпуск — список, который может спасти отдых
5 июля 2025 в 19:07
В Алматы в связи с ремонтом на время перекроют участок улицы Дулати
8 июля 2025 в 19:46
В Актау трое осуждены за незаконное лишение свободы и эксплуатацию инвалидов
4 июля 2025 в 17:21
В Ауэзовском районе Алматы временно перекроют движение по улице Яссауи
8 июля 2025 в 19:22
Forte внедрил Kaspi QR: что это значит для клиентов
2 июля 2025 в 12:16