В Казахстане усиливают защиту прав потребителей в онлайн-торговле

Председатель Комитета по защите прав потребителей МТИ РК Аскар Тынысбеков рассказал, что в Мажилисе рассматривается обновленный проект закона «О защите прав потребителей», сообщает Bizmedia.kz.

Документ разработан по поручению Президента Казахстана с учетом анализа обращений граждан, предложений общественных институтов и результатов социологических исследований. 4 сентября 2024 года законопроект был одобрен депутатами Мажилиса в первом чтении.

Новая редакция закона направлена на усиление защиты прав потребителей, в том числе за счет введения института Омбудсмена, а также установления гражданско-правовой ответственности предпринимателей в виде штрафов. Кроме того, из законодательства исключены невозвратные тарифы на билеты.

«Особое внимание уделено вопросам электронной торговли – в законопроекте появится отдельный раздел, направленный на усиление защиты прав потребителей в онлайн-шопинге», – отметил на пресс-конференции в СЦК Аскар Тынысбеков.

10 января 2025 года Президент Казахстана подписал закон, вносящий изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), расширяющие полномочия Комитета по защите прав потребителей. Теперь уполномоченный орган может рассматривать дела, связанные с заведомо ложной рекламой (ст. 157 КоАП) и введением потребителей в заблуждение относительно качества товаров и услуг (ч. 1 ст. 190 КоАП).

Как отметил председатель Комитета Аскар Тынысбеков, ранее нарушения по этим статьям фиксировались в большом количестве, но механизм их выявления и привлечения к ответственности был неэффективен. «С передачей этих функций уполномоченному органу ситуация изменится, и закон заработает в полную силу», — подчеркнул он на пресс-конференции в СЦК.

Кроме того, серьезные изменения коснулись ч. 5 ст. 190 КоАП, регулирующей обязанности продавцов по предоставлению информации о контактных данных на казахском и русском языках, обеспечению обмена или возврата товара, а также ответу на претензии потребителей.

По словам Тынысбекова, правоприменительная практика показала резкий рост количества наказаний по этой статье — с 49 до 1306 предупреждений. Однако предупреждения не обеспечивали должного эффекта в плане профилактики нарушений, поэтому «в КоАП вместо предупреждения введено наказание в виде штрафа» отметил глава Комитета.

В 2024 году Комитет по защите прав потребителей получил около 63 тыс. обращений. Дополнительно в отраслевые государственные органы поступило более 122 тыс. жалоб, а общественные объединения потребителей рассмотрели порядка 73 тыс. заявлений.

«Каждое второе обращение в 2024 году было удовлетворено, а еще 35% гражданам была оказана правовая помощь. Больше всего жалоб поступает на розничную торговлю – 37,5%, за ней следует электронная торговля, количество обращений по которой с 2022 по 2024 год выросло в 5,5 раза. На третьем месте – бытовые услуги (8,8%), далее сфера ЖКХ (7,4%) и связь (3,5%)», – отметил Тынысбеков.

Комитет по защите прав потребителей в 2024 году провел более 1200 проверок и 300 профилактических контрольных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. По итогам проверок 107 компаний были оштрафованы, а 1306 получили предупреждения.

«В результате принятых мер права потребителей были защищены на сумму 2 млрд тенге. Зафиксировано 120 резонансных дел, в рамках которых удалось восстановить права 670 человек на сумму 1,4 млрд тенге. Например, за год были удовлетворены требования 58 покупателей автомобилей ненадлежащего качества на общую сумму 810 млн тенге, а дольщикам и покупателям жилья возмещено 228,5 млн тенге. Аналогичные решения приняты в отношении нарушений в сфере транспортных и туристических услуг», – отметил Тынысбеков.

Также он напомнил, что с 2022 по 2023 год Комитет инициировал 7 исков против АО Bek Air на сумму более 144 млн тенге в защиту 1861 потребителя. По этим делам суд вынес решения в пользу пострадавших пассажиров.

Продолжая тему:
#Защита прав потребителей #Казахстан #Мажилис #Министерство торговли и интеграции Казахстана #Онлайн-торговля
Как оформить электромобиль на таможне: пошаговая инструкция
6 мая 2025 в 14:31
С 11 мая в Казахстане изменятся цены на бензин и дизельное топливо
2 мая 2025 в 22:07
Дело Шерзата Болата: прокурору заявили отвод
6 мая 2025 в 14:03
113 ДТП, 42 погибших: власти Казахстана берутся за контроль такси
21 апреля 2025 в 15:13
Спорт в Казахстане: названы 10 самых востребованных видов
6 мая 2025 в 13:54
В Алматинской области пропали арестованные авто на миллионы тенге
5 мая 2025 в 11:54
Исламские финансы без границ: в Астане пройдет региональный форум
6 мая 2025 в 13:40
В Костанайской области похищено 1,2 млрд тенге при строительстве школы
2 мая 2025 в 20:51
В Алматы временно ограничат движение транспорта по улице Айтиевав
6 мая 2025 в 13:23
В Шымкенте 500 человек получили удостоверения незаконным путем
2 мая 2025 в 11:38
Гвардейцы вручили памятные медали ветеранам от имени Президента
6 мая 2025 в 12:50
КМГ: Цену на бензин повышают плавно для предотвращения шокового эффекта
5 мая 2025 в 17:12
В Казахстане изменены правила организации питания учащихся
6 мая 2025 в 12:49
Последний звонок в школах прозвенит не 25 мая: Минпросвещения уточнило дату
2 мая 2025 в 12:46
Акриламид в подгоревшем хлебе: стоит ли бояться рака из-за тостов?
6 мая 2025 в 12:36
Утверждены новые ставки акцизов на бензин и дизтопливо в Казахстане
5 мая 2025 в 21:07
Казахстан представит третий Добровольный национальный обзор по Целям устойчивого развития на форуме ООН в Нью-Йорке
6 мая 2025 в 12:15
Что будет с деньгами и долгами, если банк в Казахстане лишится лицензии
5 мая 2025 в 14:28
Qazstat: на 11,4% увеличился объем отходов в 2024 году
6 мая 2025 в 12:11
В акимате Астаны рассказали, где и как можно будет посмотреть военный парад
3 мая 2025 в 14:55
Алматы озеленяют по-новому: высажены деревья из трех стран
6 мая 2025 в 11:59
Доллар превысил 516 тенге: что это значит для людей
5 мая 2025 в 15:35
Отбасы банк: как получить 235 920 тенге государственного образовательного капитала
6 мая 2025 в 11:46
Казгидромет о погоде в Казахстане 3, 4 и 5 мая
2 мая 2025 в 18:05