Цифровая маркировка товаров становится важным инструментом в борьбе с контрафактом и нелегальным оборотом товаров в Казахстане. Она помогает получить потребителю гарантировано легальный товар, а бизнесу работать в прозрачных конкурентных условиях.

Введение обязательной маркировки в Казахстане усиливает прозрачность поставок, сокращает долю контрафактной продукции. На сегодняшний день обязательная маркировка в стране введена для трех товарных групп: обуви, табачных изделий и лекарственных препаратов. Кроме того, в пилотном режиме внедряются системы маркировки для моторных масел, пивоваренной продукции.
Бизнес и государство: сотрудничество для эффективности
Открытый диалог между государством и бизнесом позволяет адаптировать процесс маркировки и минимизировать возможные трудности. В Казахстане уже почти 10 тысяч участников успешно внедрили систему маркировки товаров.
«Внедрение системы маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане — важный шаг к улучшению контроля над рынком и снижению уровня контрафакта. Это позитивно отразится как на бизнесе, так и на потребителях, обеспечивая прозрачность и безопасность продукции. Потребитель может убедиться в оригинальности продукта, отсканировав код Data Matrix и проверив его в приложении Naqty Onim», – отмечает Директор департамента GR Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров Адия Алимбаева.
Цифровая маркировка снижает долю нелегальной продукции и повышает прозрачность рынка. В Казахстане изъято нелегального табака на сумму 15 млрд тенге, а ожидаемая легализация в других отраслях составит от 198 млрд тенге. Поступления акцизов выросли на 46,8% (с 191,5 млрд тенге в 2019 году до 281,1 млрд тенге в 2023 году), что свидетельствует о снижении доли нелегального рынка. Дополнительные поступления в бюджет способствуют развитию инфраструктуры и программ поддержки предпринимательства.
С момента запуска системы цифровой маркировки Asl Belgisi в соседнем Узбекистане число участников выросло до 53 891, а количество промаркированных товаров достигло почти 110 900 наименований. В 2023 году объем продаж маркированных товаров значительно увеличился: пиво – в 4 раза, алкоголь и табак – в 3 раза, бытовая техника – в 500 раз, лекарства – в 800 раз.
Цифровая маркировка позволяет отслеживать товар от производителя до потребителя и является цифровым паспортом на каждую уникальную единицу товара, что предотвращает возможность потребителю получить вред или заплатить за контрафакт как за оригинальную продукцию, также маркировка дает потребителю безопасность и уверенность в легальности происхождения товара.
Финансовая сторона внедрения и безопасность данных
Первоначальные затраты бизнеса на маркировку относительно невелики и окупаются за счёт сокращения теневого рынка и роста легальных продаж. В среднесрочной перспективе выручка добросовестного бизнеса увеличится на 11,3%.
Все данные цифровой маркировки нашей страны хранятся на защищённых серверах внутри страны, и доступ к ним контролируется государственными органами, исключая риск несанкционированного доступа или передачи конфиденциальной информации куда-либо. Технические регламенты и меры защиты данных соответствуют международным стандартам, что минимизирует риски утечки информации.
Перспективы развития нашей родины
К 2030 году в Казахстане ожидается обеление рынка товаров на сумму 198 млрд тенге ввиду внедрения маркировки товаров. По данным Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», объём контрафактной продукции в Казахстане ежегодно растет на 7–10%, что может являться в том числе триггером и мотивом для внедрения маркировки более высокими темпами. В 2023 году органы юстиции изъяли более 35 тысяч единиц контрафактных товаров на сумму свыше 65 млн тенге, а в 2024 году количество изъятых товаров увеличилось в 10 раз. Динамика изъятий показывает необходимость применения мер незамедлительно.
Перспективы развития системы маркировки включают дальнейшее расширение списка товаров, подлежащих обязательному учету. Введение новых технологий и совершенствование существующих процессов помогут ещё больше укрепить позиции Казахстана на мировом рынке и создать благоприятные условия для устойчивого роста экспорта товаров, в том числе и лекарственных препаратов.
«Главная цель – предоставить гражданам безопасные и качественные лекарственные средства. Прозрачный контроль препятствует вхождению контрафактных препаратов в оборот и создаёт условия Министерству здравоохранения и местным акиматам для контроля уровня обеспеченности лечебных учреждений лекарственными препаратами. Также хочу отметить, что это позволяет отслеживать целевое использование лекарств. Поэтому, максимально используя этот механизм, необходимо принимать соответствующие меры», — заявляет Тамара Дуйсенова, помощник президента РК.