Высшая аудиторская палата (ВАП) провела аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на развитие и повышение качества среднего образования, сообщает Bizmedia.kz.

Итоги проверки были рассмотрены на заседании под председательством главы ВАП Алихана Смаилова.
В обсуждении приняли участие министр просвещения Гани Бейсембаев, министр науки и высшего образования Саясат Нурбек, представители министерств и руководители подведомственных организаций.
Рост системы среднего образования
Согласно данным аудита, охватывающего период с 2019 года, в Казахстане наблюдается стабильный рост числа школ. На 2023-2024 учебный год в стране насчитывалось более 7,8 тыс. образовательных учреждений. Параллельно увеличивается количество учащихся и педагогов, что указывает на повышение доступности среднего образования.
Финансирование системы среднего образования также демонстрирует устойчивую положительную динамику. За пять лет объем расходов на эту сферу вырос более чем в три раза:
- 2019 год — 1,3 трлн тенге
- 2024 год — 4,8 трлн тенге
Это свидетельствует о высокой значимости среднего образования в государственной политике.
Выявленные проблемы и системные недостатки
Несмотря на увеличение финансирования, аудит выявил ряд серьезных проблем, влияющих на эффективность реализации реформ. Как отметил член ВАП Нурлан Нуржанов, основные недостатки связаны со следующими аспектами:
- стратегическое планирование;
- оценка качества образования;
- подготовка и трудоустройство педагогов;
- система переподготовки учителей;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- государственное регулирование и контроль.
Одной из ключевых проблем стало частое изменение стратегических программ в сфере образования. Регулярная смена концепций и государственных документов приводит к тому, что ранее запущенные инициативы не получают логического завершения, нарушается преемственность реформ.
«Министерство просвещения должно обеспечить последовательность реформ. Финансирование среднего образования за последние годы увеличилось в три раза, и государство ожидает более ощутимых результатов от реализуемых мер», — особо подчеркнул этот момент председатель ВАП Алихан Смаилов.
Подготовка педагогов и повышение их квалификации
Аудит выявил серьезные разночтения между прогнозами Министерства труда и реальной потребностью в педагогах, что объясняется несовершенной методикой расчета.
Кроме того, выявлены проблемы в повышении квалификации учителей. После курсового обучения отсутствует эффективная система пост-курсового сопровождения, которая помогла бы педагогам применять новые знания на практике. На данный момент сопровождение ограничивается семинарами и публикациями, что снижает его практическую значимость.
Недостатки образовательных стандартов и экспертизы учебников
Реформы в сфере образовательных стандартов носят несистемный характер. Частые изменения в учебных планах приводят к необходимости пересмотра уже выпущенных учебников, что ведет к дополнительным расходам.
За последние пять лет из-за пересмотра учебников экономические потери бюджета превысили 16 млрд тенге.
Аудит также показал, что процедура экспертизы учебников далека от совершенства:
- За 5 лет критерии оценки менялись 12 раз, что указывает на отсутствие стабильной системы оценки.
- Не реализован цифровой мониторинг экспертизы через информационные системы, все процедуры ведутся в бумажном формате.
Нарушения в лицензировании школ
Лицензирование образовательных учреждений является важной формой обеспечения качества образования. Однако аудит выявил, что в Казахстане 66 школ функционируют без лицензии, включая государственные учреждения.
Кроме того, только 18,2% школ успешно проходят государственную аттестацию с первого раза, что свидетельствует о распространенности системных проблем в образовательных организациях.
Финансовые нарушения и неэффективное использование бюджета
По результатам проверки установлено:
- финансовые нарушения на сумму 1,1 млрд тенге;
- 62,4 млрд тенге потрачены без должного планирования;
- 3,2 млрд тенге использованы неэффективно.
Несмотря на увеличение инвестиций в систему среднего образования, аудит показал наличие серьезных системных проблем, требующих незамедлительного решения. ВАП рекомендует министерствам усилить контроль за реализацией стратегических программ, улучшить процесс подготовки педагогов и обеспечить устойчивость образовательных стандартов.