На фоне конфликта в Украине Россия сталкивается с вызовами в сохранении своего влияния в Центральной Азии, регионе, традиционно находившемся в ее орбите. В то же время Китай, несмотря на экономические трудности, постепенно укрепляет свои позиции в экономике Центральной Азии, где продолжается рост торговли и инвестиций.
Хотя большинство, если не все, региональные страны стремятся развивать более тесные связи с Западом, именно Китай, а не Вашингтон и Брюссель, может заменить Россию в качестве главной иностранной силы, действующей в Евразии. Для союзников России в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) возможности для политических маневров, похоже, ограничены географией. Зажатые между двумя гигантскими соседями — Россией на севере и Китаем на юго-востоке — они не имеют большого выбора, кроме как пытаться поддерживать хорошие отношения и с Москвой, и с Пекином. Однако, похоже, Китай стратегически вытолкнул Россию из своей традиционной сферы влияния. Роль Китая в Центральной Азии постоянно растет. Он остается ключевым торговым партнером для всех стран Центральной Азии. Более того, Китай предоставляет региону значительные инвестиции, прежде всего в энергетический сектор.
За последние 20 лет в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) не удалось реализовать ни одного крупного экономического проекта. Более того, создание банка развития и зоны свободной торговли пока не предсказуемо. И кажется, что Китай использует крупнейшую в мире многостороннюю организацию для продвижения собственных внешнеполитических приоритетов, хотя Пекин также применяет другие инструменты для увеличения своего влияния в стратегически важном регионе Центральной Азии. Помимо ШОС, Китай развивает экономические связи с регионом в рамках инициативы «Один пояс, один путь», двусторонних соглашений, а также через формат Китай плюс Центральная Азия. Это привело к значительному увеличению торгово-экономических связей между Китаем и странами Центральной Азии.
В прошлом году Китай обогнал Россию и стал крупнейшим торговым партнером Казахстана, объем двусторонней торговли превысил 41 миллиард долларов, что ясно указывает на то, что Пекин рассматривает Казахстан как центр своей экономической деятельности в регионе. Казахстан, вероятно, будет использовать такое положение в своих интересах и стремиться достичь своих геоэкономических целей.
С другой стороны, влияние России в Центральной Азии продолжает ослабевать. Несмотря на исторические связи и попытки сохранить свое влияние через такие организации, как Евразийский экономический союз, Россия не смогла соперничать с масштабом инвестиций и экономической активности Китая. Таким образом, Китай во многом затмевает Россию в Центральной Азии, особенно в плане экономического влияния и развития инфраструктуры.
Традиционно Россия сосредотачивалась на сохранении своего влияния в сфере безопасности в Центральной Азии через такие организации, как Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это отвлекало ресурсы от крупных экономических инвестиций. Экономика России столкнулась с серьезными проблемами, включая международные санкции из-за ее действий в Украине. Эти санкции ограничили возможности России для крупных иностранных инвестиций.
Механизм «Китай — Центральная Азия», или C+C5, еще больше укрепляет диалог между Китаем и регионом. Это первая многосторонняя платформа между Китаем и Центральной Азией, исключающая Россию. Первый саммит, состоявшийся в мае 2023 года, подчеркнул взаимную поддержку национальных интересов, признанных «основными» для Китая, таких как суверенитет, независимость, безопасность и территориальная целостность.
Конфликт России в Украине еще больше изменил баланс сил в пользу Китая, заставив многие страны региона пересмотреть свои долгосрочные связи с Москвой и искать экономические, дипломатические и стратегические гарантии в других местах. Страны Центральной Азии, похоже, стали более склонны к сотрудничеству с Китаем, который предлагает более выгодные экономические условия и меньше политических обязательств.
В 2024 году объем торговли между Пекином и Казахстаном достиг 31,5 миллиарда долларов, что на 30% больше по сравнению с предыдущим годом. Китай стал главным торговым партнером Казахстана, при этом экспорт составил 14,7 миллиарда долларов, а импорт — 16,8 миллиарда долларов. Объем торговли между Пекином и Кыргызстаном составил 5,5 миллиарда долларов. Китайские инвестиции в Кыргызстан были значительными, включая крупные инфраструктурные проекты, такие как Манасский торгово-логистический город и предложенная железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Китай остается одним из крупнейших торговых партнеров Таджикистана и значительным инвестором в экономику страны. В 2024 году объем торговли между Пекином и Узбекистаном достиг 14 миллиардов долларов. Обе страны нацелены на увеличение этого показателя до 20 миллиардов долларов в ближайшем будущем. Важную роль в этом росте сыграли высокоуровневые переговоры и соглашения, особенно в области возобновляемых источников энергии и инфраструктурных проектов.
Инициатива «Один пояс, один путь» Китая имеет четкую стратегическую цель — расширить его экономическое влияние в Центральной Азии и за ее пределами. Россия, в свою очередь, больше обеспокоена своими непосредственными проблемами безопасности и сохранением политического влияния в регионе.
За последние несколько лет Китай значительно увеличил свое присутствие в Центральной Азии, обогнав Россию по ряду показателей. Помимо высокопрофильных многосторонних встреч, Китай значительно укрепил свои экономические и оборонные связи с Центральной Азией, включая поддержку стратегической инфраструктуры, поставки оборудования, совместные военные учения, программы военных степеней в Китае и размещение китайских частных охранных компаний.
Расширение влияния Китая в регионах, традиционно находящихся под влиянием России, вызывает различные обсуждения. Обе страны ориентированы на противодействие западному влиянию, но их партнерство отражает различия в силах и интересах. Россия, сталкиваясь с экономическими трудностями и международными санкциями, становится все более зависимой от Китая. Некоторые аналитики считают, что такая зависимость может ограничить политическую самостоятельность России в контексте геополитических целей Китая. Несмотря на сотрудничество, отношения между странами не лишены сложностей, что подчеркивает их стратегическое взаимодействие, требующее учета множества факторов.