Депутат Мажилиса Татьяна Савельева обратилась с запросом к министру просвещения Гани Бейсембаеву и заместителю представителю Министерства внутренних дел Игорю Лепехе о проработке понятий «трудная жизненная ситуация» и «дети, нуждающиеся в специальных социальных услугах», сообщает Bizmedia.kz.
Как отметила в своем запросе Татьяна Савельева, что в ходе работы над законопроектом возникло много вопросов по используемым понятиям.
«В ходе работы над законопроектом у депутатского корпуса возник ряд вопросов, в том числе в части категории детей, подлежащих передаче в приёмные семьи. Обсуждение данного вопроса вызвало широкую дискуссию, потому что понятие «трудная жизненная ситуация» и дети, нуждающиеся в специальных социальных услугах, достаточно широкие и возможны различные толкования в процессе применения нормы.
Ответьте, пожалуйста, как проработаны на сегодняшний день данные вопросы в рамках законопроекта и какие категории детей подлежат передаче в приёмные семьи? Хотелось бы услышать чёткие критерии», — спросила депутат.
Гани Бейсембаев ответил, что по закону предусмотрены ситуации по четырем категориям.
«Прежде всего это дети в трудной жизненной ситуации, дети без родителей, дети, подвергнувшиеся насилию и беспризорники.
Все эти дети должны быть обеспечены всеми необходимой защитой и помощью со стороны государства, чтобы обеспечить их полноправную защиту жизни и безопасность пребывания в этих семьях», — сказал министр.
Еще более конкретно на запрос ответил заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха.
«Я хочу сказать, что в статье 133 Социального кодекса прямо изложены все основания, по которым лицо признается нуждающимся в специальных социальных услугах. Это сиротство, отсутствие родительского попечения, безнадзорность. В частности, есть такое понятие, как жестокое обращение, приведшее к социальной дезадаптации и социальной депривации.
Во исполнение норм, МВД, Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты населения, а также Министерством просвещения разработан приказ, где утверждены критерии и оценки жестокого обращения, приведшие к указанным последствиям. В нем четко указаны все нормы, которые могут стать основанием, выработан алгоритм взаимодействия и полностью расписаны основания, когда мы можем признать лицо подвергшимся жестокому обращению. Это такие серьезные вещи, как причинение физических и психических страданий путем систематического нанесения побоев, иные насильственные действия, умышленное причинение средней тяжести и тяжкого вреда здоровью.
Также сюда подпадают лица, которые подверглись торговле людьми и стали жертвами торговли людьми. То есть здесь никаких рисков и угроз нет, все четко расписано. Кроме того, в законе о профилактике были основания для помещения в центр адаптации несовершеннолетних, и там была эта категория несовершеннолетних. Теперь, помимо детских домов, они могут помещаться в профессиональные приемные семьи», — пояснил он.
Лепеха заверил, что новые нормы будут действовать как надо.
«Я понимаю подтекст вашего обращения. Когда он обсуждался, было много вопросов и мнений со стороны общественности о том, что факты нанесения легкого вреда здоровью будут являться основанием для лишения родительских прав. Хочу сказать, что эти понятия не являются критерием жестокого обращения и не являются основанием. Если же они будут в совокупности с вышеуказанными факторами, то это будет рассматриваться. То есть, угрозы того, что за шлепки ребенка сразу могут забрать у родителей, нет», — отметил он.