В Казахстане состоялось заседание правительства под председательством премьер-министра Олжаса Бектенова, на котором рассматривались вопросы развития машиностроения в стране, сообщает Bizmedia.kz.
С докладами выступили: министр индустрии и инфраструктурного развития Канат Шарлапаев, председатель Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев, президент Союза промышленных инвесторов Кайрат Еламанов и представитель Казахстанской автомобильной ассоциации Анар Макашева.
Канат Шарлапаев, министр индустрии и инфраструктурного развития, сообщил премьер-министру, что за девять месяцев текущего года в казахстанские проекты было вложено около 108,2 млрд тенге. Объем инвестиций увеличился в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом. Планируется запуск 25 проектов в области машиностроения на сумму 76,1 млрд тенге, что создаст 1,8 тыс. рабочих мест.
«Глава государства подчеркивает, что индустриализация должна стать основным двигателем диверсификации экономики. Ускоренное развитие обрабатывающего сектора, особенно машиностроения, должно стать локомотивом экономической самодостаточности Казахстана», — отметил премьер-министр.
Бектенов поручил увеличить долю казахстанской продукции на рынке ЕАЭС. Объем рынка машиностроительной продукции в Казахстане оценивается в 31,6 млрд долларов, из которых 16% приходится на отечественное производство. Казахстан экспортирует такие товары, как аккумуляторы, трансформаторы, кабели, локомотивы, автомобили и автобусы.
Премьер-министр подчеркнул необходимость расширения присутствия казахстанской продукции на рынке ЕАЭС, акцентируя внимание на экономическом патриотизме. Важно активно приобретать казахстанские товары и продвигать их на внешних рынках. Отечественные производители готовы удовлетворить потребности внутреннего рынка и обеспечить экспорт в необходимом объеме.
«Перед нами стоит задача создания производственного цикла с высокой долей локализации. Для повышения эффективности предприятий необходимо своевременно модернизировать производство», — отметил Бектенов.
Кроме того, премьер-министр подчеркнул важность внедрения современных цифровых и промышленных технологий, а также роботизации и автоматизации производственных процессов.
В Казахстане пересмотрели правила субсидирования при покупке сельскохозяйственной техники. С этого года меры поддержки сосредоточены исключительно на отечественных производителях, а субсидирование импортной продукции исключено. Также введен дифференцированный подход к субсидированию процентной ставки лизинга: для отечественной техники она значительно ниже. Эти меры способствуют увеличению локализации, расширению ассортимента производимой техники и ускорению обновления парка за счет отечественной продукции. На сегодняшний день износ техники в сельскохозяйственном машиностроении составляет 76%, а темпы обновления — 5%.
Председатель Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев представил ряд предложений по внедрению мер поддержки бизнеса в рамках Национального проекта по модернизации энергетического и коммунального сектора, разрабатываемого по поручению президента.
Премьер-министр Олжас Бектенов подчеркнул значимость детального обсуждения ключевых направлений проекта с представителями бизнеса.
«Я неоднократно указывал на необходимый приоритет продукции отечественного производства в проекте. Это будет отражено в нацпроекте, соответствующее поручение уже дано. Проект должен быть обсужден с бизнес-сообществом, включая Союз машиностроителей, чтобы убедиться в точности и ясности защиты отечественных производителей и наших обязательств по закупке именно отечественных товаров. Прошу все отраслевые ассоциации представить свои предложения. На эту программу планируется выделить около 10 трлн тенге, что представляет собой значительные объемы для нашего бизнеса», — отметил Олжас Бектенов.