22 октября 2024 года Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка сообщило о создании проекта постановления Правления Агентства «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования страховой деятельности», передает Bizmedia.kz.
Ключевые преобразования направлены на улучшение системы «бонус-малус», которая применяется при расчете стоимости обязательного автострахования. Суть этой системы заключается в том, что она учитывает страховую историю клиента: при безаварийной езде класс «бонус-малус» увеличивается, а в случае ДТП – понижается. Чем более высокий класс, тем меньше страховой взнос. Сейчас система включает 15 классов, в том числе два специальных класса «0» и «М».
Агентство предлагает увеличить количество классов с 15 до 18, добавив новые уровни «М1» и «М2». Эти классы будут касаться автоводителей, неоднократно попадающим в ДТП (три и более происшествий за год). В то же время для осторожных водителей, пребывающих в 13 классе больше пяти лет без аварий, предусмотрено дальнейшее снижение стоимости страховки.
Одним из значимых изменений будет не только фиксация числа ДТП, но и степени нанесенного ущерба. К примеру, когда сумма ущерба не превышает 200 МРП (738 400 тенге в текущем году) или случай урегулирован с посредством «Европротокола», надбавка к страховке для виновника будет ниже, чем для водителя, причинившего более серьезный ущерб.
Кроме того, новая система будет учитывать следование водителями ПДД. В случае, когда автоводитель, виновный в ДТП, обладает штрафами за серьезные нарушения, такие как превышение скорости больше, чем на 40 км/ч или выезд на встречную полосу, его класс «бонус-малус» будет понижен при заключении следующего страхового договора. Эти нарушения будут приниматься во внимание, если их количество за год будет составлять или превысит 3 случая.
Аналогичный подход уже давно используются в международной практике для мотивации водителей к безопасному и культурному вождению.
В проекте также предусмотрено распространение системы «бонус-малус» на водителей, управляющих транспортным средством на основании трудового или иного договора, включая каршеринг. Все предложения основаны на анализе убыточности по классам водителей и на международном опыте.
С полным текстом проекта можно ознакомиться на интернет-портале «Открытые НПА» и на сайте Агентства в разделе «Нормативная правовая база».