В ходе пленарного заседания Мажилиса председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова представила важные меры, направленные на укрепление защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение доступности финансовых ресурсов. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Эти поправки были выработаны по инициативе депутатов парламентского корпуса. Особое внимание уделяется обеспечению прав лиц с инвалидностью, а также граждан, принадлежащих к социально-уязвимым группам населения.
На законодательном уровне вводится обязательство для финансовых организаций обеспечить доступ к услугам для лиц с ограниченными возможностями, в соответствии с Национальным стандартом по доступности, действующим с 1 июля текущего года. Также предусмотрена обязанность утверждения внутренних процедур по работе с такими клиентами. Это позволит лицам с ограниченными возможностями назначать доверенных представителей для получения услуг в финансовых учреждениях, как подчеркнула Мадина Абылкасымова.
В контексте урегулирования задолженности по просроченным кредитам внедряются дополнительные меры для защиты социально-уязвимого населения и граждан, пострадавших в условиях чрезвычайного положения. Для них предусматривается обязательная отсрочка по займам и микрокредитам не менее чем на три месяца, а также снижение ежемесячного платежа как минимум на 50%.
Для усиления защиты прав заемщиков физических лиц устанавливается запрет на взыскание неустойки за досрочное погашение банковских займов. По микрокредитам будет запрещено взимать какие-либо неустойки за исключением тех, что связаны с невозвратом микрокредита. Также устанавливается ограничение на размер комиссионного вознаграждения страховых агентов по договорам, связанным с банковскими займами или микрокредитами, которое не должно превышать 10% от страховой премии.
Чтобы предотвратить навязывание финансовых продуктов потребителям, для финансовых организаций вводится требование иметь внутренние процедуры по разработке и внедрению продуктов. Это нововведение подчеркивает необходимость бросать вызов устоявшимся практикам и стремиться к большей прозрачности и честности в отношении клиентов.
Кроме того, для эффективного и своевременного взаимодействия финансовых организаций с клиентами на законодательном уровне закреплен срок рассмотрения обращений, который не должен превышать 15 рабочих дней. Законопроект является частью общей стратегии, изложенной в Послании Главы государства Казахстана и необходимыми указами Президента, касающимися либерализации экономики и дебюрократизации государственного аппарата.