О строгих мерах безопасности на режимных объектах и развенчании мифов о негативном влиянии АЭС на озеро Балхаш рассказал Дмитрий Шлимас, старший научный сотрудник Института ядерной физики и преподаватель ЕНУ.
— Такие объекты являются режимными и находятся под постоянной охраной. Можете привести пример?
— Да, например, на Семипалатинском полигоне хранятся радиоактивные отходы, образовавшиеся в результате работы реактора БМ-350, который был в Актау. Безопасность здесь на высочайшем уровне: ведется постоянный спутниковый мониторинг, анализируются колебания земли, что позволяет фиксировать передвижение людей или транспорта. Это обеспечивает высокий уровень защиты. На таких объектах действуют строгие меры охраны с минимальным временем реагирования. Если, например, случайный местный житель случайно попадет на закрытую территорию, к нему моментально подойдут военные и попросят уйти. Таким образом, объекты действительно находятся под серьезной охраной.
— Есть мнение, что из-за строительства АЭС мы можем потерять озеро Балхаш. Что вы скажете на это?
— Существует обеспокоенность, что АЭС может повлиять на водные ресурсы, поскольку для охлаждения будет использоваться вода из озера. Однако стоит учитывать, что агропромышленный комплекс потребляет гораздо больше воды, чем потребуется для нужд АЭС. Вода не будет забираться из озера навсегда, она будет циркулировать в замкнутом контуре, охлаждая конденсатор. Также возможно внедрение дополнительных систем градирования, чтобы предотвратить перегрев воды. Согласно предварительным расчетам, если АЭС появится, ежегодное испарение воды увеличится всего на 0,33%, что составляет менее 1%.
— Некоторые считают, что лучше строить ветровые станции, чем рисковать с АЭС. Что вы думаете по этому поводу?
— Это можно сравнить с переходом от одной крайности к другой. Ветряные турбины имеют срок службы от 15 до 25 лет, в зависимости от условий эксплуатации. В Казахстане эти условия довольно экстремальные: летом температура достигает +40°C, а зимой — до -40°C. В таких условиях любая техника изнашивается гораздо быстрее, требуя постоянных ремонтов. К тому же, после завершения срока эксплуатации турбины либо демонтируют, либо они остаются на месте как некий памятник. В то время как АЭС может функционировать 60 лет, и после модернизации еще на 20 лет.