Дорожно-транспортная инфраструктура будет иметь большое социально-экономическое значение, — общественник Руслан Асаубаев

Качество автомобильных дорог не выдерживает критики. Эту проблему обозначил Президент в Послании прошлого года. Принять конкретные меры для исправления ситуации Касым-Жомарт поручал ещё до конца 2023-го, подчеркнув, что все недобросовестные компании в соответствии с законом будут привлечены к ответственности. «Этому вопросу я уделяю особое внимание», — резюмировал Глава государства.

Какая работа проведена и проводится в Казахстане для того, чтобы излечить «родовые болезни» отрасли? Ужесточается ли контроль в сфере? Подробнее о том, как в стране обстоит ситуация в дорожном строительстве, побеседовали в интервью с руководителем филиала РОО «Первый Антикоррупционный Медиа центр СКО» Русланом Асаубаевым.

Руслан Шонович, в прошлом году в ходе обращения к народу с очередным Посланием, Касым-Жомарт Токаев заявил, что в Казахстане много проблем в сфере строительства автомобильных дорог. Основная претензия – к качеству, которое не выдерживает критики, — подчеркнул Президент.

Какие меры принимаются для исправления недочётов?

Не согласится с данным заявлением Президента очень сложно, в мировом рейтинге стран по качеству дорог Казахстан занимает 93 место. В текущем году кардинально изменить ситуацию явно не получится. При созданном Министерстве транспорта Республики Казахстан на данный момент действует проектный офис «Айқын бағыт» КТ МИИР РК, но активностей ни самого ведомства, ни проектного офиса не видно. Упор сделали на науку, на самом деле большое количество нормативно правовых документов, и непонятно кто это всё контролирует, и какая ответственность предусмотрена за их нарушение. Поэтому КаздорНИИ рапортует, что база автодорожной отрасли будет оптимизирована до 200 единиц. Нормативную базу адаптируют под международные стандарты и только в 2025 году обещают начать пилотные проекты. Но и это не может гарантировать на 100% успех в данной отрасли.

Как в Казахстане обстоит ситуация с платными дорогами?

Из открытых источников АО «НК «ҚазАвтоЖол», на сегодняшний день в Республике Казахстан функционирует 17 платных участков дорог, их общая протяжённость 3221 км, в том числе: 11 участков первой технической категории протяжённостью 2161 км., 6 участков второй и третьей технических категорий протяжённостью 1060 км. Платить за плохое качество дорог – это чревато лично для главы Министерства транспорта РК.

Глава государства, обращаясь к казахстанцам с Посланием, назвал родовые болезни отрасли: несвоевременное и некачественное выполнение работ, высокий уровень коррупции, низкая конкуренция.

На Ваш взгляд, какие перспективы, что проблемы будут решены в ближайшее время?

Думаю, по данному вопросу у Министерства нет видения решения этих проблем. У бизнеса дефицит рабочей силы, техники. Погодные условия влияют, наблюдаются срывы графиков работ. Что касается качества, к примеру, в областном центре Северо-Казахстанской области, г. Петропавловске, в 2023 году на строительство дорог выделено около 4,8 млрд тенге. В результате, по 31 из 34 участков направлено претензионное письмо по устранению дефектов в рамках гарантии. Будут ли эти работы проведены, в какие сроки, данной информации нет у общественников, но есть риски, что они могут быть не проведены.

Изменилась ли, по Вашему мнению, ситуация в сфере дорог с усилением общественного контроля?

Наша организация совместно с другими НПО, политическими партиями, антикоррупционными волонтёрами проводит общественный контроль по социально значимым объектам. Мы столкнулись с отсутствием информации по началу работ, завершению, нет графика работ, нет информации, связанной с официальными письмами от технического надзора в адрес заказчиков, уведомлением подрядчиков заказчиками. В этой связи мы сделали запрос в ГАСК СКО, где запросили информацию по всем объектам, сейчас предоставляем её общественникам. Почему этой информации нет в открытых источниках — большой вопрос, который не решается много лет.

На данный момент можно сказать, что общественники обкатывают на практике новый закон. Составляют протоколы, акты осмотра и будут направлять рекомендации. В первую очередь заказчики начинают раскрывать информацию, общественники будут и дальше принимать участие в решении вопросов, но, если заказчики будут игнорировать рекомендации, они будут перенаправлены Антикор и Прокуратуру. Что эти ведомства смогут предпринять, пока не ясно. Думаю, результат от организованных общественных контролей будет только в конце года, но уже сейчас можно точно сказать, что это активизировало общественность. На данный момент мы рекомендуем всем членам общественных советов, общественным объединениям вести работы в рамках ЗРК «Об общественном контроле», оформлять все документы и отправлять официальные запросы в госорганы.

Президент в Послании указал на то, что Казахстан находится на перекрёстке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьёзное преимущество, которое открывает широкие перспективы, заявил Глава государства.

Что Вы думаете об этом заявлении Токаева?

Согласно данным stat.gov.kz, в Казахстане индекс физического объёма валового внутреннего продукта за 2023 год методом производства составил 105,1%. Наибольший рост показали отрасли транспорта и складирования – 117%, строительства – 115,1%, информации и связи – 108,5%. Таким образом дорожно-транспортная инфраструктура будет иметь большое социально-экономическое значение.

Продолжая тему:
#КазАвтоЖол #Касым-Жомарт Токаев #Руслан Асаубаев
Что делать, если произошло землетрясение: правила поведения для граждан
2 ноября 2024 в 17:38
Депозит Home Credit со ставкой 18% уберут из линейки с 1 ноября
30 октября 2024 в 15:47
Елена Рыбакина может заработать рекордные 5 миллионов долларов на Итоговом турнире WTA в Эр-Рияде
2 ноября 2024 в 17:20
«КазАвтоЖол» рассказал, когда введут в эксплуатацию трассу Караганда-Балхаш-Алматы
31 октября 2024 в 16:28
Киностудия «Казахфильм» опровергла сообщения о продаже недвижимости и изменениях пропускного режима
2 ноября 2024 в 15:39
В актюбинской области пресечен незаконный вывоз крупной партии сигарет
31 октября 2024 в 15:54
Новый источник загрязнения Каспия: учёные выяснили, откуда поступают вредные выбросы
2 ноября 2024 в 15:11
Самый выгодный депозит в Казахстане в 2024 году
25 января 2024 в 09:10
В Казахстане введена новая виза для современных кочевников Neo Nomad
2 ноября 2024 в 14:50
В акимате опровергли скорое переименование города Костанай
22 октября 2024 в 10:16
Курс тенге к доллару, евро и рублю в обменниках Алматы и Астаны
2 ноября 2024 в 14:31
Очередная казахстанская компания попала под американские санкции
31 октября 2024 в 10:32
В Казахстане могут разрешить досрочный выход на пенсию: условия обсуждаются
2 ноября 2024 в 13:38
Задержан родственник по делу об издевательствах над девочкой на юге Казахстана
1 ноября 2024 в 12:12
В Арктике растаял остров Месяцева на Земле Франца-Иосифа
2 ноября 2024 в 13:30
Поддельная продукция на 350 млн тенге обнаружена в ВКО
31 октября 2024 в 18:01
В Минздраве РК отметили высокую потребность страны во врачах
2 ноября 2024 в 13:03
В Казахстане отменен приговор на 11 лет тюрьмы
31 октября 2024 в 15:33
Землетрясение недалеко от Алматы: жители южных сел почувствовали подземные толчки
2 ноября 2024 в 12:50
Сколько выходных будет у казахстанцев в декабре
1 ноября 2024 в 18:06
Срок выдачи военных билетов сократится в Казахстане до трех рабочих дней
2 ноября 2024 в 12:34
Талгат Куанышев стал председателем правления Forte Bank
1 ноября 2024 в 11:59
В Туркестанской области вынесли приговор педофилу, разыскиваемому в течение 14 лет
2 ноября 2024 в 12:09
Клиенты АО «First Heartland Jusan Invest» обратились за помощью в СМИ
28 октября 2024 в 16:55