Дорожно-транспортная инфраструктура будет иметь большое социально-экономическое значение, — общественник Руслан Асаубаев

Качество автомобильных дорог не выдерживает критики. Эту проблему обозначил Президент в Послании прошлого года. Принять конкретные меры для исправления ситуации Касым-Жомарт поручал ещё до конца 2023-го, подчеркнув, что все недобросовестные компании в соответствии с законом будут привлечены к ответственности. «Этому вопросу я уделяю особое внимание», — резюмировал Глава государства.

Какая работа проведена и проводится в Казахстане для того, чтобы излечить «родовые болезни» отрасли? Ужесточается ли контроль в сфере? Подробнее о том, как в стране обстоит ситуация в дорожном строительстве, побеседовали в интервью с руководителем филиала РОО «Первый Антикоррупционный Медиа центр СКО» Русланом Асаубаевым.

Руслан Шонович, в прошлом году в ходе обращения к народу с очередным Посланием, Касым-Жомарт Токаев заявил, что в Казахстане много проблем в сфере строительства автомобильных дорог. Основная претензия – к качеству, которое не выдерживает критики, — подчеркнул Президент.

Какие меры принимаются для исправления недочётов?

Не согласится с данным заявлением Президента очень сложно, в мировом рейтинге стран по качеству дорог Казахстан занимает 93 место. В текущем году кардинально изменить ситуацию явно не получится. При созданном Министерстве транспорта Республики Казахстан на данный момент действует проектный офис «Айқын бағыт» КТ МИИР РК, но активностей ни самого ведомства, ни проектного офиса не видно. Упор сделали на науку, на самом деле большое количество нормативно правовых документов, и непонятно кто это всё контролирует, и какая ответственность предусмотрена за их нарушение. Поэтому КаздорНИИ рапортует, что база автодорожной отрасли будет оптимизирована до 200 единиц. Нормативную базу адаптируют под международные стандарты и только в 2025 году обещают начать пилотные проекты. Но и это не может гарантировать на 100% успех в данной отрасли.

Как в Казахстане обстоит ситуация с платными дорогами?

Из открытых источников АО «НК «ҚазАвтоЖол», на сегодняшний день в Республике Казахстан функционирует 17 платных участков дорог, их общая протяжённость 3221 км, в том числе: 11 участков первой технической категории протяжённостью 2161 км., 6 участков второй и третьей технических категорий протяжённостью 1060 км. Платить за плохое качество дорог – это чревато лично для главы Министерства транспорта РК.

Глава государства, обращаясь к казахстанцам с Посланием, назвал родовые болезни отрасли: несвоевременное и некачественное выполнение работ, высокий уровень коррупции, низкая конкуренция.

На Ваш взгляд, какие перспективы, что проблемы будут решены в ближайшее время?

Думаю, по данному вопросу у Министерства нет видения решения этих проблем. У бизнеса дефицит рабочей силы, техники. Погодные условия влияют, наблюдаются срывы графиков работ. Что касается качества, к примеру, в областном центре Северо-Казахстанской области, г. Петропавловске, в 2023 году на строительство дорог выделено около 4,8 млрд тенге. В результате, по 31 из 34 участков направлено претензионное письмо по устранению дефектов в рамках гарантии. Будут ли эти работы проведены, в какие сроки, данной информации нет у общественников, но есть риски, что они могут быть не проведены.

Изменилась ли, по Вашему мнению, ситуация в сфере дорог с усилением общественного контроля?

Наша организация совместно с другими НПО, политическими партиями, антикоррупционными волонтёрами проводит общественный контроль по социально значимым объектам. Мы столкнулись с отсутствием информации по началу работ, завершению, нет графика работ, нет информации, связанной с официальными письмами от технического надзора в адрес заказчиков, уведомлением подрядчиков заказчиками. В этой связи мы сделали запрос в ГАСК СКО, где запросили информацию по всем объектам, сейчас предоставляем её общественникам. Почему этой информации нет в открытых источниках — большой вопрос, который не решается много лет.

На данный момент можно сказать, что общественники обкатывают на практике новый закон. Составляют протоколы, акты осмотра и будут направлять рекомендации. В первую очередь заказчики начинают раскрывать информацию, общественники будут и дальше принимать участие в решении вопросов, но, если заказчики будут игнорировать рекомендации, они будут перенаправлены Антикор и Прокуратуру. Что эти ведомства смогут предпринять, пока не ясно. Думаю, результат от организованных общественных контролей будет только в конце года, но уже сейчас можно точно сказать, что это активизировало общественность. На данный момент мы рекомендуем всем членам общественных советов, общественным объединениям вести работы в рамках ЗРК «Об общественном контроле», оформлять все документы и отправлять официальные запросы в госорганы.

Президент в Послании указал на то, что Казахстан находится на перекрёстке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьёзное преимущество, которое открывает широкие перспективы, заявил Глава государства.

Что Вы думаете об этом заявлении Токаева?

Согласно данным stat.gov.kz, в Казахстане индекс физического объёма валового внутреннего продукта за 2023 год методом производства составил 105,1%. Наибольший рост показали отрасли транспорта и складирования – 117%, строительства – 115,1%, информации и связи – 108,5%. Таким образом дорожно-транспортная инфраструктура будет иметь большое социально-экономическое значение.

Продолжая тему:
#КазАвтоЖол #Касым-Жомарт Токаев #Руслан Асаубаев
Жители Семея оказались без воды
23 февраля 2025 в 17:51
Казахстанские банки в феврале поднимают ставки по депозитам
20 февраля 2025 в 17:00
Рейс из Астаны в Актау вернули из-за возгорания на борту
23 февраля 2025 в 17:11
Важное заявление сделала полиция Астаны
22 февраля 2025 в 14:10
Инвесторлар неге кетеді, инвест-климат па жақпаған…
23 февраля 2025 в 16:29
Штрафы за ИИ могут появиться в Казахстане
19 февраля 2025 в 11:02
В Астане задержали пассажира с поддельным билетом на самолет
23 февраля 2025 в 15:54
Выдачу кредитов на отечественные автомобили казахстанцам упростили
20 февраля 2025 в 12:50
Выручит в трудную минуту: важные советы, как создать финансовую подушку безопасности
23 февраля 2025 в 15:51
Покупатели в Kaspi Магазине теперь могут получать бонусы от продавца
20 февраля 2025 в 15:16
Полиция Актюбинской области сопроводила более 1000 автомобилей в метель
23 февраля 2025 в 14:35
Назван курс валют в обменниках крупнейших городов Казахстана
23 февраля 2025 в 12:36
Двоих чиновников осудили по делу трагедии на руднике «Майканзолото»
23 февраля 2025 в 13:12
Как изменятся цены на поезда в Казахстане
19 февраля 2025 в 17:10
Автомобильные дороги в трех областях Казахстана открыли для движения
23 февраля 2025 в 12:27
В Казахстане вырастут зарплаты, пенсии и АСП
21 февраля 2025 в 16:08
Среди мигрантов из США, доставленных на Коста-Рику, есть казахстанцы
23 февраля 2025 в 12:09
В Казахстане продолжают работу по восстановлению Северного Аральского моря
18 февраля 2025 в 15:42
Около ста человек было спасено МЧС РК в Костанайской области
23 февраля 2025 в 10:17
В Алматы незаконно переоборудованные два автобуса помещены на штрафстоянку
18 февраля 2025 в 15:30
Закиева раскритиковала содержание детей в школе-интернате в Алматинской области
23 февраля 2025 в 09:17
Из-за НДС в Казахстане подорожают квартиры
19 февраля 2025 в 13:44
Прогноз погоды в Казахстане на 23 февраля: туман, гололёд и снегопады
22 февраля 2025 в 19:08
Умут Шаяхметова о КПН: Должно быть справедливое для всех регулирование
20 февраля 2025 в 13:15