Дорожно-транспортная инфраструктура будет иметь большое социально-экономическое значение, — общественник Руслан Асаубаев

Качество автомобильных дорог не выдерживает критики. Эту проблему обозначил Президент в Послании прошлого года. Принять конкретные меры для исправления ситуации Касым-Жомарт поручал ещё до конца 2023-го, подчеркнув, что все недобросовестные компании в соответствии с законом будут привлечены к ответственности. «Этому вопросу я уделяю особое внимание», — резюмировал Глава государства.

Какая работа проведена и проводится в Казахстане для того, чтобы излечить «родовые болезни» отрасли? Ужесточается ли контроль в сфере? Подробнее о том, как в стране обстоит ситуация в дорожном строительстве, побеседовали в интервью с руководителем филиала РОО «Первый Антикоррупционный Медиа центр СКО» Русланом Асаубаевым.

Руслан Шонович, в прошлом году в ходе обращения к народу с очередным Посланием, Касым-Жомарт Токаев заявил, что в Казахстане много проблем в сфере строительства автомобильных дорог. Основная претензия – к качеству, которое не выдерживает критики, — подчеркнул Президент.

Какие меры принимаются для исправления недочётов?

Не согласится с данным заявлением Президента очень сложно, в мировом рейтинге стран по качеству дорог Казахстан занимает 93 место. В текущем году кардинально изменить ситуацию явно не получится. При созданном Министерстве транспорта Республики Казахстан на данный момент действует проектный офис «Айқын бағыт» КТ МИИР РК, но активностей ни самого ведомства, ни проектного офиса не видно. Упор сделали на науку, на самом деле большое количество нормативно правовых документов, и непонятно кто это всё контролирует, и какая ответственность предусмотрена за их нарушение. Поэтому КаздорНИИ рапортует, что база автодорожной отрасли будет оптимизирована до 200 единиц. Нормативную базу адаптируют под международные стандарты и только в 2025 году обещают начать пилотные проекты. Но и это не может гарантировать на 100% успех в данной отрасли.

Как в Казахстане обстоит ситуация с платными дорогами?

Из открытых источников АО «НК «ҚазАвтоЖол», на сегодняшний день в Республике Казахстан функционирует 17 платных участков дорог, их общая протяжённость 3221 км, в том числе: 11 участков первой технической категории протяжённостью 2161 км., 6 участков второй и третьей технических категорий протяжённостью 1060 км. Платить за плохое качество дорог – это чревато лично для главы Министерства транспорта РК.

Глава государства, обращаясь к казахстанцам с Посланием, назвал родовые болезни отрасли: несвоевременное и некачественное выполнение работ, высокий уровень коррупции, низкая конкуренция.

На Ваш взгляд, какие перспективы, что проблемы будут решены в ближайшее время?

Думаю, по данному вопросу у Министерства нет видения решения этих проблем. У бизнеса дефицит рабочей силы, техники. Погодные условия влияют, наблюдаются срывы графиков работ. Что касается качества, к примеру, в областном центре Северо-Казахстанской области, г. Петропавловске, в 2023 году на строительство дорог выделено около 4,8 млрд тенге. В результате, по 31 из 34 участков направлено претензионное письмо по устранению дефектов в рамках гарантии. Будут ли эти работы проведены, в какие сроки, данной информации нет у общественников, но есть риски, что они могут быть не проведены.

Изменилась ли, по Вашему мнению, ситуация в сфере дорог с усилением общественного контроля?

Наша организация совместно с другими НПО, политическими партиями, антикоррупционными волонтёрами проводит общественный контроль по социально значимым объектам. Мы столкнулись с отсутствием информации по началу работ, завершению, нет графика работ, нет информации, связанной с официальными письмами от технического надзора в адрес заказчиков, уведомлением подрядчиков заказчиками. В этой связи мы сделали запрос в ГАСК СКО, где запросили информацию по всем объектам, сейчас предоставляем её общественникам. Почему этой информации нет в открытых источниках — большой вопрос, который не решается много лет.

На данный момент можно сказать, что общественники обкатывают на практике новый закон. Составляют протоколы, акты осмотра и будут направлять рекомендации. В первую очередь заказчики начинают раскрывать информацию, общественники будут и дальше принимать участие в решении вопросов, но, если заказчики будут игнорировать рекомендации, они будут перенаправлены Антикор и Прокуратуру. Что эти ведомства смогут предпринять, пока не ясно. Думаю, результат от организованных общественных контролей будет только в конце года, но уже сейчас можно точно сказать, что это активизировало общественность. На данный момент мы рекомендуем всем членам общественных советов, общественным объединениям вести работы в рамках ЗРК «Об общественном контроле», оформлять все документы и отправлять официальные запросы в госорганы.

Президент в Послании указал на то, что Казахстан находится на перекрёстке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьёзное преимущество, которое открывает широкие перспективы, заявил Глава государства.

Что Вы думаете об этом заявлении Токаева?

Согласно данным stat.gov.kz, в Казахстане индекс физического объёма валового внутреннего продукта за 2023 год методом производства составил 105,1%. Наибольший рост показали отрасли транспорта и складирования – 117%, строительства – 115,1%, информации и связи – 108,5%. Таким образом дорожно-транспортная инфраструктура будет иметь большое социально-экономическое значение.

Продолжая тему:
#КазАвтоЖол #Касым-Жомарт Токаев #Руслан Асаубаев
ЕДБ: Жеке тұлғалардың салымдары 12 млрд теңгеге ұлғайды, ал заңды тұлғалардың салымдары 32 млрд теңгеге азайды
1 апреля 2025 в 22:03
Как будем отдыхать в этом году на майские праздники
28 марта 2025 в 17:24
Американский Forbes назвал самых богатых казахстанцев
1 апреля 2025 в 22:01
Антибиотики бессильны: ученые раскрыли смертельную опасность сигаретных окурков
30 марта 2025 в 18:01
Продажа доли АНПЗ: в Минэнерго сделали заявление
1 апреля 2025 в 21:17
Тревожный сигнал организма: 8 причин появления горечи во рту у женщин
28 марта 2025 в 20:44
Михаил Ломтадзе: Успехи в развитии МСБ требуют поддержки, защиты и особого внимания
1 апреля 2025 в 20:44
Вы тоже не знали? Почему опытные кошатники кладут миску с рисом в доме
27 марта 2025 в 16:01
Контроль усиливается: в Казахстане проверят работу ресторанов и спортклубов
1 апреля 2025 в 20:41
Повысить либидо? Ученые нашли неожиданный способ
1 апреля 2025 в 12:21
Сделка ОПЕК+: Казахстан обвинили в нарушении
1 апреля 2025 в 19:55
Ресторанный шашлык у вас дома: секрет – в одной популярной газировке
28 марта 2025 в 17:06
В Тайланде горел катер с четырьмя гражданами Казахстана
1 апреля 2025 в 19:13
Надежная защита без химии: чем побелить деревья, чтобы не навредить плодам
29 марта 2025 в 22:03
Звездные спикеры для Алматы и Казахстана
1 апреля 2025 в 18:40
Как казахстанцам выбрать депозит в банке
1 апреля 2025 в 10:30
Новый учебный год: более 370 тысяч казахстанских детей отправятся в первый класс
1 апреля 2025 в 18:10
Авиакомпания Air Astana с 30 марта переходит на весенне-летнее расписание
28 марта 2025 в 17:03
Что нужно декларировать на таможне: список обязательных товаров
1 апреля 2025 в 17:33
Выводите микробы, а не разводите: три фатальные ошибки при мытье посуды
31 марта 2025 в 15:30
HR-революция: не пропустите VI Международную Конференцию HR-бренд Центральная Азия
1 апреля 2025 в 17:27
Чем полезна перестановка дома: 5 причин менять обстановку чаще
1 апреля 2025 в 14:46
Home Credit Bank повысил ставку по сберегательному депозиту
1 апреля 2025 в 16:50
Почему после 60 мужчины ищут совместную жизнь, а женщины предпочитают одиночество?
12 марта 2025 в 17:13