Во время рабочей поездки в Жетысускую область премьер-министр Олжас Бектенов проинспектировал работу перевалочных терминалов и таможенного поста на границе с КНР, сообщает Bizmedia.kz.
Бектенов проверил развитие транспорта и логистики региона, что составляет около 7% экономики области. По итогам полугодия наблюдается рост грузоперевозок автотранспортом: с 55,7% в начале года до 101,1% за шесть месяцев. В международном транспортно-логистическом центре Nur Zholy Customs Service премьер-министр ознакомился с автоматизированной системой учета транспортных средств, использующей технологию Cross-Docking.
Деятельность центра направлена на увеличение грузооборота за счет внедрения новых технологий, которые упрощают и ускоряют транзит. Этот объект был возвращен в государственную собственность в рамках демонополизации экономики. В январе текущего года на территории центра был открыт склад временного хранения Dostyk Customs Service, способствующий эффективной и быстрой таможенной обработке грузов на автомобильном пункте пропуска «Алаколь», а также увеличению пропускной способности. На сегодняшний день центр способен обслуживать 150-200 автотранспортных средств в сутки, со среднесуточным грузооборотом склада в 200-250 тонн. Потенциал грузооборота составляет 1,2 млн тонн товаров в год.
В селе Достык также был посещен многофункциональный грузоперевалочный терминал Dostyk TransTerminal, оборудованный железнодорожными путями разной колеи. Главе правительства доложили, что за 7 месяцев 2021 года было погружено 66,2 тыс. контейнеров ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), а за аналогичный период текущего года перегрузили 101 тыс. контейнеров, рост составил 35%. В целом прогноз на текущий год составляет 180 тыс. контейнеров ДФЭ. Запланирована реализация проекта по строительству дополнительной площадки многофункционального грузоперевалочного терминала Dostyk TransTerminal и специализированной техники на 3,2 млрд тенге мощностью 160 тыс. контейнеров ДФЭ в год с созданием 50 рабочих мест.
Премьер-министр также ознакомился с деятельностью таможенного поста «Алаколь», действующей схемой перемещения грузовых транспортных средств и ходом модернизации пункта пропуска. В рамках модернизации будут внедрены технологии контроля физических лиц, багажа, товаров и транспортных средств, а также связи, передачи и обмена данных. В целом будет увеличена пропускная способность с 200-250 грузовых автомобилей в сутки до 1000. Объект планируется ввести в эксплуатацию в конце сентября текущего года.
Глава правительства поручил следить за развитием транспортно-логистического потенциала и увеличением инфраструктуры для удовлетворения растущего грузопотока. За последний год товарооборот между КНР и Казахстаном вырос на 30%, достигнув $31,5 млрд. Упрощение таможенных процедур усилит позицию Казахстана как ключевого транспортного коридора в регионе. Подчеркивается необходимость масштабирования эффективных цифровых решений, таких как Cross-Docking, в других регионах.
«Как отметил глава государства, для устойчивого экономического роста важно использовать наши конкурентные преимущества. У нас есть все условия для превращения Казахстана в один из ведущих транзитных хабов Евразии. Хотя у Казахстана нет выхода к морю, мы рассматриваем Китай как наш океан. Здесь нужно сосредоточить усилия для обеспечения бесшовного транзита. Мы активно развиваем транзитный коридор и имеем договоренности с азербайджанскими и грузинскими партнерами. Мы продолжим работу в этом направлении. Расширение железнодорожного сообщения «Достык-Мойынты» придаст новый импульс. Бизнес готов к расширению, есть инвесторы, готовые вкладываться. Все это позволит значительно увеличить объем транзитных грузов», — подчеркнул Олжас Бектенов.
Ранее Олжас Бектенов подписал указ о выделении 5 миллиардов тенге из резервов для поддержки ТОО «МАЭК», расположенного в Мангистауской области. Эти средства будут направлены на субсидирование энергокомбината через областной бюджет, что позволит предприятию успешно подготовиться к предстоящему отопительному сезону и обеспечить стабильную работу энергетической инфраструктуры. С 2023 года на МАЭК проводится модернизация. Планируется реализация ключевых проектов, направленных на поддержание непрерывности производственного цикла и минимизацию риска отключения оборудования. Среди них: обновление котлоагрегатов, систем резервных защит и автоматики, а также внедрение автоматизированных систем управления и учета электроэнергии.