Олжас Куспеков, депутат Мажилиса Парламента РК выступил на общественных слушаниях по утилизационному сбору, передает Bizmedia.kz.
Рад приветствовать вас на публичных обсуждениях по проекту решения на петицию «Народ, Республика Казахстан против учителя сбора и первичной регистрации». Как вам известно, я возглавляю данную рабочую группу, — начал Куспеков.
Он отметил, что в рамках рассмотрения петиции был утвержден состав рабочей группы согласно приказу. Достаточное количество кворума имеется для легитимности данного совещания.
Был разработан план заседания рабочей группы, который включал в себя посещение машиностроительных предприятий по производству автомобильной и сельскохозяйственной техники в городах Усть-Каменогорск, Алматы, Семей и Костанай, — уверил он.
Он отметил, что на заседаниях, по его словам, открыто обсуждались вопросы, затронутые в петиции, а также другие вопросы и предложения, озвученные членами рабочей группы.
Каждый член рабочей группы имел право открыто донести свою позицию. Со стороны государственных органов были даны аргументированные ответы по всем поднимаемым вопросам. Соответствующие предложения членов рабочей группы были изучены министерством. Позицию министерства по итогам рассмотрения петиции озвучит представитель Министерства промышленности.
Он уверил, что они провели пять выездных заседаний на семи заводах по производству автомобилей и сельскохозяйственной техники. Сегодняшнее публичное обсуждение проводится в режиме прямой трансляции.
Также здесь присутствуют представители СМИ для обеспечения максимальной открытости обсуждения для общества. Все граждане, которые подключились к прямому эфиру, имеют возможность задавать свои вопросы в режиме онлайн. Хотел бы озвучить порядок ведения мероприятия. Сегодня мероприятие начнется с выступления представителей государственных органов, так как ранее мы выслушивали авторов петиции, их вопросы, их предложения и замечания. Далее заслушаем заявителей, сторонников петиции, а также представителей производителей. В связи с этим, уважаемые спикеры, прошу соблюдать регламент выступления не более 15 минут, — уверил он.
Куспеков отметил, что кворум достаточен для проведения данного совещания. В ходе данной работы были скептические отношения в вопросах производителей крупноузловой и мелкоузловой сборки, насколько они локализованы, исходя из петиции и также авторов петиции, которые публично высказывали мнение.
Посетив все заводы, лично могу сказать следующее: были в Костанае, были в других городах, увидели уровень локализации, хороший уровень локализации. То есть в Костанае, можно сказать, исходя из того, что по уровню локализации они достигли хорошего глубокого уровня локализации, можно сказать, сейчас как гигант автомобильного производства в Костанае стоит хороший завод с хорошим уровнем автоматизации и локализации. Понятно, что, исходя из стратегических планов данных предприятий, таких как «Астана Моторс» и «Аллюр», мы видим, что у них есть хорошие планы и они движутся в этом направлении, — отметил он.
Он уверил, что в ближайшее время они должны будут решить эти вопросы.
Во-первых, мы должны разделить утилизацию от производства. Утилизация — это вопрос экологических требований. Сейчас в рамках рассмотрения данной петиции мы сталкиваемся с тем, что Министерство промышленности с производителями, с промышленными предприятиями разъясняют, для чего нужна утилизация. Это совсем другой вопрос, связанный с экологией, поэтому необходимо его разделить как понятийно, так и в практическом применении, — уверил он.
Куспеков сказал, что выплата отечественным производителям автомобилей утилизационного сбора, которая потом им возвращается. То есть это такой механизм, который у нас в старне существует, и он вызывает определенные проблемы, кассовые разрывы у автопроизводителей.
Также я, как депутат, вижу коррупционный риск, потому что автопроизводителям необходимо возвращать данные выплаты, и им каждый раз надо обращаться в госорганы. По системе утилизации, да, есть вопросы. Необходимо улучшать утилизацию и переработку твердых бытовых отходов. Да, авторы петиции говорили, что несмотря на существование утилизационных сборов, у нас есть переполненные мусорные полигоны, которые загрязняют экологию. Фонд должен открыто и прозрачно показывать свою работу, и, думаю, в ближайшее время ознакомить население с результатами деятельности перерабатывающих заводов.
Он отметил, что есть также есть вопросы по техрегламенту. Каким образом в стране появляются автомобили, которые не соответствуют техрегламенту?
Это американские производители, это праворульные автомобили, которые на сегодняшний день существуют на рынке. Это создает определенную аварийность и повышает смертность на дорогах. Эти вопросы требуют скорейшего решения. Думаю, мы совместно с мажилисом и правительством в ближайшее время будем их рассматривать. В случае необходимости надо по опыту развитых стран разрабатывать закон об автомобильном производстве, — подытожил он.