Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов рассказал о состоянии медицинской авиации в стране, а также ответил за вопросы о том, что медавиация в плачевном состоянии, передает Bizmedia.kz.
В связи с изношенностью самолетов Ан-2 и Як-40 и необходимостью использования современных самолетов и вертолетов, в 2024 году в соответствии с приказом Министра по чрезвычайным ситуациям РК медицинские авиационные услуги будут предоставляться единственным оператором АО «Казавиаспас» на 11 вертолетах (по контракту от 31 мая 2024 года, в городах Астана, Алматы, Атырау, Актау, Актобе, Караганда, Кокшетау, Кызылорда, Павлодар, Талдыкорган, Шымкент), а также на 18 самолетах 10 авиакомпаний (Ан-2, Pilatus PC-12, L-410), — отметил Бектенов.
По его словам, в отдаленные или труднодоступные населенные пункты перевозка пациентов в областные центры осуществляется только на самолетах Ан-2 из-за отсутствия подготовленных взлетно-посадочных полос. Количество самолетов Як-40 будет сокращено до одного, и этот самолет будет перевозить только донорские бригады.
Самолеты авиакомпаний устарели, в связи с чем за последние три года были привлечены современные самолеты, такие как Pilatus PC-12 и L-410, и работы по обновлению парка воздушных судов продолжаются, — уверяет премьер.
Он также рассказал касательно пересмотра порядка установления самого дешевого тарифа при заключении договоров с авиакомпаниями. По его словам, услуги медицинской авиации предоставляются Национальным центром координации экстренной медицины при Министерстве здравоохранения в рамках государственного задания. В связи с этим, авиакомпании выбираются по наиболее низкой цене в соответствии с квалификационными и техническими требованиями, представленными Центром.
Он также отметил в документы, что при отборе авиакомпаний основными условиями являются сертификат соответствия требованиям летной годности и свидетельство, подтверждающее соответствие воздушных судов техническим требованиям безопасности полетов. В свою очередь, необходимые документы, подтверждающие соответствие техническим требованиям, выдаются АО «Авиационная администрация Казахстана».
Услуги медицинской авиации осуществляются авиакомпаниями, имеющими договор с Центром. Для их реализации на 2024 год предусмотрено финансирование в размере 11,8 млрд тенге (2244 вылета). За последние 2 года тарифы за 1 час полета на самолете Як-40 увеличились с 1,3 млн тенге до 1,9 млн тенге, на самолете Pilatus PC-12 – с 1,7 млн тенге до 1,9 млн тенге, на вертолете ЕС-145 – с 936 тыс. тенге до 984 тыс. тенге, — отметил он.
Относительно обеспечения самолетов Ан-2 авиационным топливом, Бектенов уверил, что в настоящее время Министерство здравоохранения рассматривает вопрос о перераспределении средств для увеличения тарифа с 328 тыс. тенге до 420 тыс. тенге для перехода на авиационный бензин марки Б91/115 вместо автомобильного бензина марки АИ-95.
Ранее депутаты подняли проблемы в сфере санитарной авиации, где используются устаревшие самолеты, которым, по их словам, уже полвека, и они заправляются автомобильным бензином.
В Казахстане за период с 2019 по 2023 год зарегистрировано 11 инцидентов и 5 авиационных происшествий в санитарной авиации, половина из которых связаны с самолетом АН-2. В 2023 году на санитарную авиацию было потрачено 11,9 млрд тенге, но большинство рейсов выполняются на самолетах АН-2 и ЯК-40, которые были выпущены в 1947 и 1966-1981 годах соответственно. Эти устаревшие самолеты требуют больше времени на полеты и имеют высокий тариф за час полета, который ежегодно увеличивается, — отмечали тогда депутаты.
Они отметили, что в программе партии Amanat указано, что медики должны быть обеспечены всеми необходимыми ресурсами для предоставления передовой медицинской помощи. Однако в действительности нет конкретных результатов от уполномоченных государственных органов в решении этих проблем.
Депутаты предлагали:
- Исключить из санитарной авиации устаревшие самолеты АН-2 и ЯК-40, заменить их на современные самолеты и вертолеты.
- Пересмотреть порядок заключения договоров с авиакомпаниями, предоставляющими самолеты для санитарной авиации, избегая выбора самого дешевого тарифа.
- До реализации первых предложений обеспечить заправку самолетов АН-2 авиационным топливом, а не автомобильным бензином.