Генеральный директор ТОО «Евразиан Милк» Андрей Гриценко представил свои идеи на Правительственном часе, обсуждая перспективы углубленной переработки и экспорт животноводческой продукции, передает Bizmedia.kz.
Мы представляем предприятие из северного Казахстана. На сегодняшний день мы являемся крупнейшим в республике производителем сыров. Стоимость первой фазы проекта нового завода составляет 70 миллионов долларов, из которых 40 миллионов уже инвестировано нами за прошедшие два года. Мощность переработки составит 120 тысяч тонн молока в год, — начал Гриценко.
За текущий период они проанализировали большое количество проблем в области глубокой переработки молока, рынка молочных продуктов, рынка сырого молока республики. Основные моменты:
Мировые цены на молоко-сырье базисной жирности на сегодняшний день составляют 185 тенге с НДС за сорт «Экстра». У нас значительно выше. Указанная стоимость позволяет контролировать наш рынок производителям из других стран, включая Белоруссию, Россию и Украину, — говорит он.
По его словам, аналитические данные на министерских уровнях часто искажены из-за продукции, сделанной недобросовестными производителями, поставляющими фальсификаты, либо из-за ошибок при сборе информации. Это часто формирует необъективную оценку.
Переработка молока неразрывно связана с фермами в общем развитии. Сравнивая с соседними странами, мы имеем относительно мелкие фермы и, как следствие, ряд больших проблем. Среди них низкая эффективность работы ферм, высокая себестоимость молока, низкое качество молока, часто вызванное плохой гигиеной доения и хранения молока, загрязнение молока технологически вредными или нехарактерными микроорганизмами, низкое содержание белка, — отметил он.
Они понимают, что проблемы вызваны следующим: крайне низкий уровень качества кормовой базы, несбалансированное питание животных, нехватка профессиональной помощи в разработке севооборотов для регионов, плохой подбор и ранжирование семян кормовых культур высокой урожайности.
Особенно остро фермы нуждаются в улучшении эффективности земледелия, так как это напрямую влияет на качество, количество кормов и их себестоимость. Необходимо усилить совместную работу и роль государства в следующем:
- Государственный контроль за качеством поголовья с привлечением независимых иностранных экспертов. Наши фермеры зачастую предпочитают покупать животных в Европе. Субсидирующие программы стимулируют именно это направление, значит и учить ухаживать за коровами должны те, кто развивает эту породу.
- Организация государством профессионального обучения фермеров в области агрономии, ветеринарии либо прозрачное субсидирование частных организаторов такого внедрения.
- Необходимо направить программу субсидирования на эффективных производителей молока, стимулировать повышение качества, надои на одну голову, стимулировать контроль нормального оборота стада.
Для поддержки глубокой переработки мы понимаем, что существуют объективные ограничения бюджета и никто не хочет навредить, но тем не менее утвержденные условия субсидирования производства и финансирования должны быть неизменными и фактически выполняться в течение длительного периода 7-10 лет. Недопустимы задержки в выплатах, потому что невозможно жить в краткосрочном периоде планирования. Это не дает возможности привлечь серьезные инвестиции в отрасль, развить и вывести на рынок конкурентную торговую марку, закрепить на рынке казахстанскую продукцию, — говорит он.
Он отметил, что необходимо активнее использовать инвестиционное субсидирование. Государство получит больше экономических эффектов с запущенного производства, чем сэкономит на субсидиях при его строительстве. Инвестор должен быть профильный.
На примере нашей компании: мы в труднейших условиях вложили 40 миллионов долларов в строительство нового завода, при этом в виде субсидий мы получили чуть более 1 миллиона долларов. Так работать можно, раз мы работаем, но мы могли бы развиться в два раза быстрее с инвестиционным субсидированием, — отметил он.
Стоимость кредитования должна быть на конкурентном уровне. Текущие ставки слишком высоки. Субсидирование ставки позиционируется как помощь со стороны государства, однако это не так. Ставка для приоритетных отраслей должна быть сразу конкурентной со странами-импортерами, тогда не надо ее субсидировать. Например, в России текущая стоимость всего 2%, говорит он.
Большая проблема образовалась с этого года в виде лимитов на субсидирование инвестиционных кредитов ограничением до 10 млрд тенге. Лимит оборотных средств до 5 млрд тенге. Вторая сложность — сокращение периода до 5 лет. Сегодня только покупка хорошего зарубежного оборудования с монтажом занимает до 2 лет, а с учетом нового строительства — 3-4 года. Прирост молока тоже процесс небыстрый. Оборотные кредиты идут на оплату молока фермерам и технологию. Как уже упоминали, созревание сыров занимает не менее полугода, — отмечает он.
Причина ограничений, по его словам, понятна, однако ограничение развивающихся крупных профильных компаний, наоборот, замедляет развитие отрасли.
В итоге мы видим мало хороших и быстрых инвестиционных проектов. Мы убеждены, что отрасль в целом может быть конкурентоспособна, если приступить к решению перечисленных вопросов незамедлительно, — подытожил он.