Утильсбор — сложная и многогранная тема. Здесь нет простого деления на две стороны. Их гораздо больше: простые казахстанцы, власти, автопром и общественники. Во всем этом попытался разобраться корреспондент Bizmedia.kz.
Давайте рассмотрим ситуацию всесторонне. Начнем с простой казахстанской семьи с двумя детьми. Представьте, они едут в парк на старом бордовом седане, который перед светофором внезапно ломается — стрелка температуры двигателя пошла вверх. У капота отец видит, что протекает радиатор, в салоне запахло антифризом. Ехать на машине опасно — нужно ждать под солнцем, когда машина остынет и бежать искать воду.
Любой мужчина в такой момент, вероятно, подумает: «Когда это кончится, вот если бы была новая машина…».
В этом он, безусловно, прав. Однако семья не может позволить себе новое авто, и им приходится постоянно чинить этот автомобиль. Влияет ли утилизационный сбор на эту ситуацию? Безусловно, да.
Продолжим. Представьте себе чиновника. Он уставший в деловом костюме стоит перед вами, и вы задаете ему вопрос: «Почему бы просто не отменить утилизационный сбор?».
Он отвечает: «Это не так просто. Отмена утилизационного сбора приведет к проблемам в сфере автопромышленности. И спросит: А куда пойдут работяги с завода работать? У них ведь тоже семьи. Да и на экономику это повлияет. С другой стороны в страну начнут ввозить старые автомобили, которые будут дымить и портить экологию. Посмотрите на Алматы — дышать нечем».
Вот тут в голове появится резонный вопрос — ну а в чем он, собственно, неправ? Чиновник тоже окажется прав. Нельзя улучшать положение одних за счет ущемления других.
Третий момент. Представьте, что ваш друг – активист, который часто ходит убирать мусор в горах. Вы сидите на диване. Он делится с вами своими соображениями о необходимости отмены или хотя бы снижения утилизационного сбора. По его словам, он это делает для того, чтобы у людей было больше возможностей купить себе новенький автомобиль, чтобы они были в безопасности на дороге, чтобы они тратили меньше денег на ремонт машины, чтобы могли отправляться в более дальние поездки. Опять же, он скорее прав, чем наоборот. Он пытается улучшить жизнь людей.
И последняя ситуация. Представьте, что вы работаете на автомобильном заводе. Вы красите, ставшие друзьями коллеги собирают, красят, шлифуют. Вы прекрасно знаете свою работу.
Но, лежа дома на диване после работы, слышите в Instagram слова активиста: «Завод является одним из получателей выгоды от утилизационного сбора, там не собирают автомобили, а просто прикручивают детали». Наверняка, ваш первый вопрос будет: «Что он несет? Он вообще не понимает, что мы там делаем?».
И это логичный вопрос. И вы захотите показать, что ваша работа — это не просто работа по закрутке болтов.
Петиция
Теперь же перейдем к тому, что происходит в реальности. Быстро пробежимся по всей истории. С апреля в Казахстане начал действовать закон о петициях, а в мае Санжар Бокаев создал петицию по отмене утильсбора. Она быстро набрала 50 тысяч подписей. Создали рабочую группу. Началось рассмотрение. Первое заседание не состоялось — авторам запретили проносить телефоны и они отказались от участия.
Черезе неделю встреча все же состоялась. Но стороны все равно не смогли наладить диалог. И вот, 18 июня еще одна попытка. Власти, СМИ, активисты. депутаты и инициаторы должны были все вместе посетить заводы «Астана Моторс» в Алматы.
До Алматы был Кокшетау, туда инициативная группа приехала, но отказалась заходить без телефонов. Без Бокаева они втроем приехали. Теперь же запретов никаких на телефоны и съемку не было.
Но авторы петиции на заводы в Алматы так и не явились к указанному времени. Рабочая группа отправилась без них. Корреспондент Bizmedia.kz тоже был там и узнал, что на самом деле происходит на заводах.
Что было на заводах
Первым был завод по производству коммерческой техники и автобусов Hyundai Trans Almaty, дочернее предприятие компании «Астана Моторс».
На нем производят автобусы, а также коммерческую и специализированную технику.
Затем рабочая группа и остальные участники отправились в индустриальную зону Алматы. Точнее — на мультибрендовый завод полного цикла по производству легковых автомобилей Chery, GWM и Changan. Это также дочернее предприятие компании «Астана Моторс».
Он пока строится.
Третьим и последним стал завод Hyundai Trans Kazakhstan, тоже «дочка» «Астана Моторос».
Заседание по утильсбору
Обсуждение длилось довольно долго, но, по нашему мнению, одним из самых важных стало высказывание о том, почему в Казахстане старых автомобилей становится больше, несмотря на поддержку автопрома.
Заместитель председателя Комитета промышленности МПС Казахстана Шынгыс Суюнбаев заявил, что причина в том, что в нашей стране было две легализации автомобилей. Сначала были выданы желтые номера для машин, которые въехали, а затем, по поручению президента в 2022 году, была проведена вторая легализация. Если он не ошибся, то из-за этого было зарегистрировано более 350 тысяч таких автомобилей, из которых более 80% были старыми.
Также еще на заводе генеральный директор КМК «Астана Моторс» Бекнур Несипбаев высказал интересное мнение, почему нельзя отменять первичную регистрацию авто.
Он отметил, что те, кто хотят отменить утилизационный сбор, говорят о первичной регистрации. По его словам, они утверждают, что это нужно для обновления автопарка страны. Но на самом деле они хотят отменить в Казахстане первичную регистрацию, которая запрещает ввозить старые автомобили старше трех лет.
Сейчас первичная регистрация для автомобилей 1-2 лет стоит 923 тенге, для трехлетних машин — 184 тысячи тенге, а для автомобилей старше 4 лет — уже миллион тенге. Это сделано, чтобы не ввозили старые машины.
По его мнению, те, кто поддерживают отмену утилизационного сбора, недоговаривают, говоря, что это обновит автопарк. Отмена первичной регистрации приведет к тому, что будут ввозить старые машины, 10-летние, 12-летние, 15-летние автомобили. Так уже было в 90-х и 2000-х годах.
Несипбаева беспокоит отмена первичной регистрации, потому что тогда все начнут покупать старые и экологически вредные машины, Евро-2 и Евро-3. Также будут ввозить праворульные автомобили, что увеличит количество ДТП. Эти машины будут ездить по дорогам, заниматься перевозками, и это приведет к гибели семей. Никто об этом не говорит, отметил он.
Также мы узнали мнение вице-министра экологии и природных ресурсов Жомарта Алиева об отмене утильсбора. Вопрос был задан с учетом того, чтобы он высказался не как вице-министр, а как гражданин. Получилось интересно и информативно.
«Мнение одного человека или группы людей, которые преследуют свою точку зрения, чтобы машина была максимально дешевой для него и для его кармана, в этом, наверное, есть логика. Но нельзя подходить только к потребностям одного человека. Мы живем в обществе, и один человек не может быть отделенным, жить только в своём кругу. Завтра у него есть семья, он живет в городе. Хорошо, машины будут дешевле, снизится утилизационный сбор, но завтра у нас появится тысяча таких машин, и он будет дышать этим воздухом», — сказал он.
Он также подчеркнул, что всем хочется покупать товары по доступной цене. Но если всегда выбирать только дешёвые вещи, качество может ухудшиться.
«Вот мое личное мнение, не как чиновник, а как простой человек. Любой человек хочет, чтобы товар, который он покупает, был дешевле. Но если постоянно брать дешёвый товар, то это ведёт к низкому качеству. Это аксиома, без которой не бывает. Конечно, новая машина будет дорогая, а десятилетняя дешевле. Но выхлоп от новой машины и старой машины — это две большие разницы. Это мультипликативный эффект. Сегодня мы выиграем на отсутствии этого сбора, но завтра будем тратить деньги на лечение», — добавил Алиев.
Проблему утильсбора пока не решили. Но 2 июля 2024 года пройдут общественные слушания, где расскажут о результатах работы группы и поездок на казахстанские автозаводы.
Рабочая группа взвесит все за и против утильсбора. Будем надеяться, что результат сделает покупку автомобилей доступнее для казахстанцев и при этом не остановит развитие казахстанского автопрома.
К сожалению, сегодня не было инициаторов петиции — как нам кажется — голоса народа. И мы не получили четких доводов, почему все-таки в Казахстане нужно отменять утильсбор. А очень хотелось.