Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева задала представителям АО «КТЖ» и АО «Самрук-Казына», министерству транспорта и финансов вопрос касательно информационных систем, передает Bizmedia.kz.
Она отметила, что у нее два вопроса. Первый вопрос адресован представителю компании КТЖ и представителю фонда Самрук-Казына. Он касается информационных систем, о которых представитель аудиторской палаты подробно рассказал. Она отметила, что эти системы устаревшие либо вообще не работающие.
Ещё один момент, на котором хотелось бы остановиться, — правообладателями этих информационных систем и разработчиками являются иностранные IT-компании. Поэтому понятно, что КТЖ не может оперативно вносить изменения в эти алгоритмы или совершенствовать их. То есть никаких таких возможностей нет. Плюс они покупаются втридорога. Эта проблема у Самрук-Казына и в целом у группы компаний КТЖ существует давно. Неужели среди отечественных IT-разработчиков нет такого поставщика, который мог бы оцифровать систему работы компании в целом? — сказала она.
Второй вопрос она адресовала Министерству транспорта и Министерству финансов.
Согласно заключению АДИТа, Министерство транспорта не обладает сведениями о фактических данных по транзиту груза автомобильным транспортом. Однако мы точно знаем, что на сегодняшний день в Казахстане работает проект по отслеживанию транзитных грузов автомобильными перевозками с помощью навигационных пломб. Более того, в этом году по инициативе депутатов внесены поправки, связанные с внедрением такого же механизма для железнодорожных грузов. Тогда почему этой информации нет у Министерства транспорта? И если на сегодняшний день нет интеграции между системами Министерства финансов и Министерства транспорта, то когда такая интеграция будет произведена? — спросила она.
Канат Альмагамбето из КТЖ отметил, что Смышляева права по информационной системе.
Наши основные информационные системы – АСУОП, АСОЭкспресс – были разработаны еще во времена Советского Союза, в 80-90-х годах, и благодаря поддержке российских разработчиков, мы до сих пор ими пользуемся. Однако у нас есть программа по их замене. В этом году мы хотим провести тендер по замене АСУОП. Это большая программа, включающая другие системы, такие как локомотивы, погрузка, выгрузка и так далее. По АСОЭкспресс проводится подготовительная работа по разработке и тендеру, который планируется на конец этого года или начало следующего, — сказал он.
По его словам, часть разработки выполняется казахстанскими IT-компаниями. Он отметил, что в Казахстане есть разработчики, которые предлагают свои услуги. Однако, основная программа по оформлению грузовых документов и перевозочных расчетов принадлежит частной казахстанской компании, которая начала разработку в начале 2000-х годов. В 2010-2012 годах, эту разработку перехватили частные компании, которые до сих пор монопольно владеют ею. Он отметил, что платят за поддержку этой программы, которую используют все грузополучатели. КТЖ не владеет этой программой, это делают частные компании.
Мы проводили тендер уже третий раз, последний на прошлой неделе, но были вынуждены отменить его из-за жалоб. Программа есть, и мы понимаем, что цифровизация – это требование времени. Без цифровизации, конечно, мы не сможем устранить недостатки, указанные в докладе Высшей аудиторской палаты. У нас есть проекты с ведущими иностранными компаниями, такими как Wabtec, Alstom, Huawei, и мы ведем с ними прозрачный диалог. У нас уже есть пилотные проекты, которые мы будем внедрять в этом и следующем году. Но по основным программам работа еще предстоит, — отметил он.
Затем слово предоставили министру транспорта Марату Карабаеву. Он отметил, что информацию о транзитных потоках они ежемесячно получают от Комитета государственных доходов по автотранспорту.
По железнодорожным потокам информацию мы получаем от КТЖ. Однако у нас нет информационной системы, которая бы интегрировала все эти данные. Такую систему мы разрабатываем в следующем году. Важно, чтобы эта система позволяла анализировать потоки транзитных грузов и делать прогнозы на следующий год с учетом внешних факторов. Например, в прошлом году значительное увеличение транзита из Китая было связано с переходом пунктов пропуска на круглосуточный режим и увеличением количества разрешений на перевозки, — сказал Карабаев.
В Самрук-Казына при передачи микрофона уверили, что в КТЖ все подробно рассказали, и они содействуют во всех вопросах, при этом им дополнить отчет нечем. Затем слово взял представитель министерства финансов Казахстана.
Как сказал Марат Карабаев, с информационной системой Астана-1 мы передаем все необходимые данные соответствующим госорганам. При этом у нас ведется реализация информационной системы Кеден, и во втором полугодии запланированы все необходимые интеграции с национальным оператором информационной системы. В рамках этого проекта, данные по автомобильным и железнодорожным перевозкам будут передаваться онлайн. Как только появится информационная система РАСП, мы будем передавать данные туда в онлайн формате, — отметил он.