Почему КТЖ пользуется информсистемами СССР, ответили в компании

Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева задала представителям АО «КТЖ» и АО «Самрук-Казына», министерству транспорта и финансов вопрос касательно информационных систем, передает Bizmedia.kz.

Она отметила, что у нее два вопроса. Первый вопрос адресован представителю компании КТЖ и представителю фонда Самрук-Казына. Он касается информационных систем, о которых представитель аудиторской палаты подробно рассказал. Она отметила, что эти системы устаревшие либо вообще не работающие.

Ещё один момент, на котором хотелось бы остановиться, — правообладателями этих информационных систем и разработчиками являются иностранные IT-компании. Поэтому понятно, что КТЖ не может оперативно вносить изменения в эти алгоритмы или совершенствовать их. То есть никаких таких возможностей нет. Плюс они покупаются втридорога. Эта проблема у Самрук-Казына и в целом у группы компаний КТЖ существует давно. Неужели среди отечественных IT-разработчиков нет такого поставщика, который мог бы оцифровать систему работы компании в целом? — сказала она.

Второй вопрос она адресовала Министерству транспорта и Министерству финансов.

Согласно заключению АДИТа, Министерство транспорта не обладает сведениями о фактических данных по транзиту груза автомобильным транспортом. Однако мы точно знаем, что на сегодняшний день в Казахстане работает проект по отслеживанию транзитных грузов автомобильными перевозками с помощью навигационных пломб. Более того, в этом году по инициативе депутатов внесены поправки, связанные с внедрением такого же механизма для железнодорожных грузов. Тогда почему этой информации нет у Министерства транспорта? И если на сегодняшний день нет интеграции между системами Министерства финансов и Министерства транспорта, то когда такая интеграция будет произведена? — спросила она.

Канат Альмагамбето из КТЖ отметил, что Смышляева права по информационной системе.

Наши основные информационные системы – АСУОП, АСОЭкспресс – были разработаны еще во времена Советского Союза, в 80-90-х годах, и благодаря поддержке российских разработчиков, мы до сих пор ими пользуемся. Однако у нас есть программа по их замене. В этом году мы хотим провести тендер по замене АСУОП. Это большая программа, включающая другие системы, такие как локомотивы, погрузка, выгрузка и так далее. По АСОЭкспресс проводится подготовительная работа по разработке и тендеру, который планируется на конец этого года или начало следующего, — сказал он.

По его словам, часть разработки выполняется казахстанскими IT-компаниями. Он отметил, что в Казахстане есть разработчики, которые предлагают свои услуги. Однако, основная программа по оформлению грузовых документов и перевозочных расчетов принадлежит частной казахстанской компании, которая начала разработку в начале 2000-х годов. В 2010-2012 годах, эту разработку перехватили частные компании, которые до сих пор монопольно владеют ею. Он отметил, что платят за поддержку этой программы, которую используют все грузополучатели. КТЖ не владеет этой программой, это делают частные компании.

Мы проводили тендер уже третий раз, последний на прошлой неделе, но были вынуждены отменить его из-за жалоб. Программа есть, и мы понимаем, что цифровизация – это требование времени. Без цифровизации, конечно, мы не сможем устранить недостатки, указанные в докладе Высшей аудиторской палаты. У нас есть проекты с ведущими иностранными компаниями, такими как Wabtec, Alstom, Huawei, и мы ведем с ними прозрачный диалог. У нас уже есть пилотные проекты, которые мы будем внедрять в этом и следующем году. Но по основным программам работа еще предстоит, — отметил он.

Затем слово предоставили министру транспорта Марату Карабаеву. Он отметил, что информацию о транзитных потоках они ежемесячно получают от Комитета государственных доходов по автотранспорту.

По железнодорожным потокам информацию мы получаем от КТЖ. Однако у нас нет информационной системы, которая бы интегрировала все эти данные. Такую систему мы разрабатываем в следующем году. Важно, чтобы эта система позволяла анализировать потоки транзитных грузов и делать прогнозы на следующий год с учетом внешних факторов. Например, в прошлом году значительное увеличение транзита из Китая было связано с переходом пунктов пропуска на круглосуточный режим и увеличением количества разрешений на перевозки, — сказал Карабаев.

В Самрук-Казына при передачи микрофона уверили, что в КТЖ все подробно рассказали, и они содействуют во всех вопросах, при этом им дополнить отчет нечем. Затем слово взял представитель министерства финансов Казахстана.

Как сказал Марат Карабаев, с информационной системой Астана-1 мы передаем все необходимые данные соответствующим госорганам. При этом у нас ведется реализация информационной системы Кеден, и во втором полугодии запланированы все необходимые интеграции с национальным оператором информационной системы. В рамках этого проекта, данные по автомобильным и железнодорожным перевозкам будут передаваться онлайн. Как только появится информационная система РАСП, мы будем передавать данные туда в онлайн формате, — отметил он.

Продолжая тему:
#Екатерина Смышляева #Информационные системы #КТЖ #Марат Карабаев #Министерство транспорта РК #Самрук-Қазына
Минтруда тестирует цифровую платформу для распределения господдержки
23 июня 2025 в 11:40
Как на Казахстан влияет военный конфликт на Ближнем Востоке
19 июня 2025 в 14:55
Студенты казахстанских колледжей получили международные сертификаты
23 июня 2025 в 11:28
На Каспии снова обнаружили десятки мёртвых тюленей
25 мая 2025 в 12:55
Новый Налоговый кодекс обсуждают в Сенате: что может измениться
23 июня 2025 в 11:13
Назван неожиданный помощник мозга: снижает риск деменции
20 июня 2025 в 12:28
Сұйытылған мұнай газын көтерме саудада өткізудің шекті бағасы қайта қаралады
23 июня 2025 в 10:50
В Астане изменили маршруты автобусов из-за дорожных работ
22 июня 2025 в 16:12
Прокуратура наказала Министерство промышленности и строительства: за что?
23 июня 2025 в 10:36
Токаева поздравляют с днём рождения лидеры мира и граждане страны
17 мая 2025 в 17:25
Количество ДТП в Казахстане бьет рекорды
23 июня 2025 в 10:34
Минимальные цены на продукты и водку — не для простых казахстанцев: что на самом деле изменилось
20 июня 2025 в 11:39
Экономия до 5 млн тенге. 5 признаков, что вы теряете деньги на сотрудниках и как этого избежать
23 июня 2025 в 10:30
Ученые раскрыли новое последствие диабета — и оно пугает
21 июня 2025 в 19:10
Шанс для женщин-предпринимателей: Visa и Halyk открыли прием заявок на She’s Next
23 июня 2025 в 10:17
Без кондиционера и ледяного душа: врач назвал 3 способа спастись от жары
18 июня 2025 в 14:15
Гвардейцы завоевали второе место на Спартакиаде МВД по «Қазақ күресі»
23 июня 2025 в 10:05
Как выросли выплаты по инвалидности и потере кормильца в Казахстане
20 июня 2025 в 10:39
О тех, кто делает Астану чистой. Работа, которая не должна быть невидимой
23 июня 2025 в 09:59
Питайтесь так — и вес уйдёт сам: названа лучшая схема для похудения
21 июня 2025 в 21:19
Оптовые цены на газ в Казахстане хотят сохранить на прежнем уровне
23 июня 2025 в 09:39
Кошка обнюхивает вас? Это значит больше, чем вы думали
30 мая 2025 в 12:12
Пожизненное за преступление против ребенка: суд оставил приговор в силе
23 июня 2025 в 09:30
В Правительстве обсудили проект первого в Казахстане наукограда – Техноқала
21 июня 2025 в 10:26