Руководитель фракции партии «Ак жол» Азат Перуашев прошелся по отчетам Правительства РК и Высшей аудиторской палаты по исполнению республиканского бюджета за 2023 год. Он отметил, что рост бюджетных доходов был достигнут за счёт давления на предпринимателей, вынуждая их платить налоги с прибыли, которой они ещё не получили, передает Bizmedia.kz.
Назову три причины, почему фракция «Ак жол» будет голосовать против отчёта правительства за прошлый год, — Перуашев.
Во-первых, это контрпродуктивные достижения в доходах. План поступления за 2023 год не исполнен более чем на 140 миллиардов тенге, при этом сами поступления увеличились за счёт роста налоговых платежей и увеличения займов. Тем не менее, увеличение налоговых поступлений было достигнуто за счёт предоплаты, как бы авансируя будущие доходы.
В прошлом году авансовые платежи по КПН превысили 3 трлн тенге, поднявшись сразу на 19%. Получается, рост доходов бюджета был обеспечен путём выкручивания рук предпринимателям за прибыль, которой у них ещё нет. Прямым следствием такой близорукости является провал финансирования и неисполнение обязательств бюджета в первом квартале очередного года, — отметил Перуашев.
Как отмечает он, в 2023 году размер возврата НДС уменьшился в два раза, достигнув самого низкого уровня за последние девять лет. В конце года задолженность бюджета по НДС составила 594 миллиарда. Таким образом, налоговая политика 2023 года не только не принесла ожидаемой прибыли бюджету, но и нанесла значительный урон предприятиям, лишая их оборотных средств.
Да, Налоговый кодекс позволяет авансовые платежи, но если учесть базовую ставку Нацбанка, то от 3 триллионов авансовых КПН и почти 600 миллиардов задержанного НДС условные потери бизнеса, по нашей оценке, составили до 300 миллиардов тенге, — говорит он.
Перуашев напомнил, что из-за задолженности бюджета в 7 миллиардов НДС японская компания «Моревен» из Конаева приняла решение о переносе экспортного производства макаронной продукции в Узбекистан, о чём фракция Ак Жол направляла запросы в правительство. Так реагирует бизнес. Что касается займов, то эти данные вообще некорректно рассматривать в виде доходов бюджета. Расходы на их обслуживание за три года выросли вдвое. В 2023 году на эти цели было направлено 425,8 миллиарда тенге.
Вторая причина, ставшее уже хроническим раздвоением, так сказать, когнитивный диссонанс расходной политики правительства. Рост расходов на затратные программы и сокращение финансирования реального сектора, что подрывает воспроизводство доходов. За последние 10 лет доля реального сектора в расходах бюджета упала в полтора раза, до 16%, а доля бюджетов развития обрушилась вдвое, до 10%. Можно констатировать, что потенциал замещения расходов бюджета успешно подрывается, а реальный сектор стал пасынком правительства, отметил — Перуашев.
По его словам, определенный оптимизм вызывает рост обрабатывающей отрасли на 4,1%. Но, учитывая объективную ситуацию, неизвестно, сколько в этом показателе составляет латентный реэкспорт соседей и завышенная оценка внутристранной ценности собираемой техники. Неслучайно президентом Токаевым поставлена задача по переходу к мелкоузловой сборке и отечественному производству комплектующих в машиностроении. Эти вопросы требуют отдельного изучения.
Также не радуют радужные цифры увеличения количества МСБ на 10%, превысив 2 миллиона субъектов. Это сопровождается резким ростом доли ИП с 60 до 82%, что, по оценкам ВАП, не исключает тенденций искусственного дробления бизнеса. Доля же среднего предпринимательства за три года снизилась до 1,3%. Вместе с тем налоговые поступления от среднего бизнеса выросли до 3% ВВП, что свидетельствует об эффективности средних предприятий. Их малочисленность – результат отсутствия внятной политики правительства по поддержке инвестиций и технологическому вооружению этого ключевого сектора, — отметил Перуашев.
Третья причина – сохраняющаяся паразитарная роль квазигоссектора. Указ президента Токаева о либерализации экономики поручил правительству провести масштабное и ускоренное сокращение доли государства в экономике. Злободневность этого поручения более чем очевидна. Около 40% ВВП Казахстана составляет квазигоссектор, при этом доля его валовой добавленной стоимости в ВВП составила всего лишь 14%. В структуре финансирования квази-госсектора 80% занимают бюджетные кредиты, государственные задания и пополнение уставного капитала. Получается, что с рынка привлекается не более 20%.
Отдельная проблема – закрытость и коррупционность закупок в квазигоссекторе, которые вдвое больше объёмов государственных закупок и составили 3 триллиона 800 миллиардов тенге в прошлом году. В 2023 году объём закупок из одного источника, вопреки требованиям открытости и конкурентности, вырос в 3,5 раза, до 2 триллионов тенге, что составило 57% от общего объёма. Необходимо радикально пресечь закупки из одного источника, — говорит он.
Квазигоссектор также играет огромную роль в формировании долговой нагрузки. За пять лет госбюджет погасил долги квазигосударственных предприятий на 480 миллиардов тенге. Примером расточительности может служить покупка вагонов АО «Пассажирские перевозки». Договор за счёт бюджетного кредита был оформлен в тенге, но с привязкой к курсу евро и с ежегодной индексацией, что привело к превышению заложенных средств.
В качестве дивиденда в 2023 году квазигоссектор перечислил в бюджет 1,38 триллиона тенге, из которых 1,26 триллиона тенге стали результатом покупки Нацбанком акций нацкомпании «КазТрансОйл». Приобретение госорганом акций нацкомпании, уже принадлежащей государству, вызывает сомнения и как минимум требует открытого и отдельного обсуждения в парламенте. Демократическая партия «Ак Жол» убеждена, что и без выкупа госорганами доли любой нацкомпании все они обязаны направлять полученную прибыль в бюджет. Такое предложение наша фракция направила в находящийся на обсуждении в парламенте проект бюджетного кодекса, — завверил он.
Без учёта дивидендов от покупки акций, субъекты квазигоссектора вернули в бюджет в 2023 году только 260 миллиардов тенге, что составляет лишь 10% от чистого дохода, что мы считаем унизительным для государства и общества. Правительство проводит курсы финансовой грамотности для населения, но само никак не научится считать государственные деньги.
Уважаемые коллеги, сегодня парламент судит о работе правительства по освоению бюджета. Но обществу нужен не только финансовый, но и программный документ, показывающий, на какие задачи направляет свои усилия правительство и какие конкретные цели оно перед собой ставит. Мы полагаем, что необходимо восстановить статью 7 закона о правительстве, которая обязывала правительство утверждать в парламенте программу своих действий и не только отчитываться о бюджете, но и нести политическую ответственность за достижение целей программы. Таким образом была бы реализована формула президента о влиятельном парламенте и подотчётном правительстве, — отметил он.
Кроме того, в развитии конституционной реформы Токаева и в соответствии с международными стандартами, фракция «Ак Жол» предлагает наделить мажилис правом проведения парламентских расследований по фактам бюджетных нарушений и коррупции, выявляемых высшей аудиторской палатой. С учетом вышеизложенного, демократическая партия «Ак Жол» считает отчёт правительства за 2023 год неудовлетворительным и голосует против него.