Руководитель фракции Народной партии Казахстана Магеррам Магеррамов прошелся по отчетам Правительства РК и Высшей аудиторской палаты о выполнении республиканского бюджета за 2023 год, передает Bizmedia.kz. Он в частности отметил, что в 2021 году был утверждён национальный проект «Качественное образование, образованная нация» с периодом реализации до 2025 года. Однако проект завершён в сентябре 2023 года, достигнув 98% целей и потратив более 500 миллиардов тенге. Несмотря на это, глава государства продолжает поднимать вопрос об обеспечении качественным и доступным образованием, что указывает на провал правительства в реализации проекта.
В своём послании народу Казахстана «Единая нация — благополучное общество» президент Касым-Жомарт Токаев выдвинул стратегию рационального использования бюджетных средств. В нашем понимании суть поставленных главой государства задач заключается в новом подходе к формированию бюджета и эффективных формах управления, — начал Магеррамов.
Изучив отчёт об использовании республиканского бюджета, он увидел две устойчивые тенденции. По результатам прошедших лет каждый отчётный период закрывается с дефицитом бюджета, который из года в год только растёт. Правительство покрывает этот дефицит за счёт займов. Причём объёмы заёмных средств в разы превышают суммы дефицита бюджета, что, впрочем, не предотвращает традиционное окончание отчётного периода с ещё большим дефицитом. За три года уровень дефицита бюджета с отметки 2 трлн тенге превысил 3 трлн тенге. Таким образом, с каждым годом уровень государственного долга непропорционально растёт по отношению к уровню ВВП.
Поиски причин постоянных негативных тенденций привели к пониманию, что проблема кроется в неспособности правительства к эффективному планированию бюджета. Согласно представленным данным, по части налоговых поступлений недобрали 10%. Неналоговые поступления перебрали аж на 450%. Ничем не объяснимо и снижение уровня продажи основного капитала, который в сравнении с 2022 годом упал на 90%. В масштабах планирования и реализации государственной бюджетной политики такая нестабильность недопустима, — говорит Магеррамов.
Следует отметить, что несмотря на очевидную нехватку бюджетных средств и ежегодный дефицит, правительство разрабатывает и утверждает неподъёмные национальные проекты, на которые выделяются миллиарды. По истечении определённого времени, не добившись результатов по этим проектам, их преждевременно сворачивают.
Приведу один из примеров национального проекта, актуального на 2022-2023 годы. Постановлением правительства в 2021 году был утверждён национальный проект «Качественное образование, образованная нация». Хотя предположительный период его реализации был с 2021 по 2025 годы, реализация проекта завершена в сентябре 2023 года. По итогам 2023 года в отчёте правительства указано, что проект достиг 98% целей. На реализацию проекта потрачено более 500 миллиардов тенге. Несмотря на это, глава государства из года в год вынужден возвращаться к вопросу обеспечения качественным и доступным образованием, что свидетельствует о провале правительства в реализации национального проекта, — отметил Магеррамов.
У него, естественно, возникли вопросы: как правительство добилось качественного образования, не обеспечив доступ к школам, не решив проблемы с аварийными школами и не ликвидировав трёхсменное обучение? На 2023 год дефицит ученических мест достигает 270 тысяч. Также наблюдаются факты двойного финансирования проектов, например, «Технологический рывок» в 2021 году и «Доступный интернет» в 2023 году. Получается, сначала правительство решило совершить технологический рывок, а затем внедрить доступный интернет. Это показывает, что ресурсы бюджетных средств тратятся неэффективно.
Высшая аудиторская палата неоднократно критиковала правительство за реализацию национальных проектов. По мнению аудиторов, отсутствие результатов связано с неэффективным планированием проектов. В итоге триллионы бюджетных средств, потраченных на реализацию проектов, остались безвозвратно утраченными. Целей проектов мы не достигли, и дефицит бюджета продолжает расти, — отметил Магеррамов.
Они считают, что настало время для нового подхода к вопросам финансирования бюджета и разработки эффективных форм управления. Нужно изменить бюджетную политику, сосредоточить внимание на качестве, эффективности и конечных результатах. До сих пор они не видят крупных комплексных программ по стратегическим направлениям экономики, которые обеспечили бы быструю экономическую отдачу и решение неотложных социальных вопросов. Именно в этом направлении правительство должно сконцентрировать значительные финансовые ресурсы.
На основании изложенного вынужден признать, что правительство по результатам 2023 года показало свою неспособность к планированию и рациональному использованию бюджетных средств. В связи с этим депутатская фракция Народной партии Казахстана не поддерживает отчёт правительства за 2023 год, — подытожил Магеррамов.