Руководитель фракции Общенациональной социал-демократической партии Асхат Ракымжанов выступил по отчетам Правительства Республики Казахстан и Высшей аудиторской палаты о выполнении республиканского бюджета за 2023 год, передает Bizmedia.kz.
Он начал с того, что в отчете правительства практически не раскрываются актуальные аспекты социального благополучия среднестатистического казахстанца. Просто констатируется освоение средств и количественное достижение показателей результатов. Требования Бюджетного кодекса по оценке экономического эффекта от заявляемых расходов в отчете правительства в полной мере не раскрыты. Представленные как достигнутые социальные и экономические эффекты по сути являются неизмеримыми и обобщенными, а по ряду расходов и вовсе отсутствуют.
Расходы республиканского бюджета за 2013 и 2023 годы увеличились почти в три раза и не способствуют росту удовлетворенности граждан качеством жизни. Потребительские расходы на протяжении долгого времени с 2017 по 2022 годы составляли 93%. В их структуре продовольственные товары занимают более 50%, непродовольственные — более 25%, а платные услуги в среднем 17%. То есть казахстанцы, говоря простыми словами, выживают. В таких условиях не может быть и речи о том, чтобы развивать себя, посещать культурные мероприятия, откладывать на создание финансовой подушки безопасности. Отсюда и высокая закредитованность населения, социальная и экономическая нестабильность. Особенно если учесть, что Казахстан по показателю годовой инфляции в 2023 году является лидером среди стран ЕАЭС, — отметил Ракымжанов.
По его словам, в 2022 году ситуация была еще более плачевной. Значительное влияние на уровень инфляции оказал рост коммунальных услуг. Несмотря на заявления правительства, их тарифы давно превысили уровень 10%. Электроэнергия подорожала на 20%, услуги водоснабжения выросли более чем на 22%, водоотведение — почти на 30%, вывоз мусора на 33,2%, центральное отопление — на 26,1%. Вместе с тем, заработная плата несоизмерима с этим ростом. Даже уровень пособий увеличивается не более чем на 7%, а ведь их получает самая социально уязвимая часть казахстанцев. Налицо факт, что население Казахстана еще больше беднеет.
В 2023 году в структуре потребительских расходов на здравоохранение доля фармацевтических продуктов составила 45,2%. Не раз ставилась цель довести долю производства отечественных лекарственных средств и медицинских изделий до 50%, тогда как в прошлом году ее уровень составлял всего 14,4% при плане 36%. Сумма импорта фармацевтической продукции превышает сумму экспорта в 100 раз. Импорт лекарств составляет выше 70%, в том числе антибиотики и витамины импортируются на 82% и 90% соответственно. Тут сразу напрашивается вопрос к правительству: в Казахстане восемь фармакологических заводов. Почему мы до сих пор зависим от импорта лекарств? — говорит Ракымжанов.
По его словам, глава государства не раз говорил о необходимости полного соответствия проводимой экономической и социально-экологической политики целям устойчивого развития до 2030 года. По мнению фракции ОСДП, для создания инклюзивного общества, обеспечения устойчивого экономического роста, развития более эффективных и подотчетных институтов правительству необходимо провести ревизию национальных индикаторов и пересмотреть статус некоторых из них. Конкретные задачи, методы оценки и интеграция государственных органов помогут в реализации целей устойчивого развития. Фракция ОСДП считает, что следующий отчет правительства следует составлять в соответствии с индикаторами выполнения целей устойчивого развития.
Из позитивных моментов Ракымжанов отметил рост инвестиционного дохода Национального фонда, от которого напрямую зависит и размер выплат детям.
Теперь хотели бы акцентировать внимание на некоторых вопросах социальной сферы по исполнению бюджета. Одним из общенациональных приоритетов страны согласно нацплану развития является обеспечение социального благополучия, в частности повышение доступности жилья. Текущий уровень обеспеченности жильем на одного человека в Казахстане составляет 23,9 квадратных метра, — отметил Ракымжанов.
По его словам, в сёлах этот показатель составляет 22 квадратных метра. В отчетном году для предоставления предварительных и промежуточных жилищных займов от Отбасы банка было предусмотрено 20 миллиардов тенге. В течение года выделенная сумма была увеличена в 3,7 раза и достигла 73,3 миллиарда тенге. Из этой суммы неосвоено, как уже сегодня было сказано, 80%, или 58,7 миллиарда тенге.
Недоиспользование средств обосновали наличием неосвоенных остатков предыдущих периодов в сумме 51 миллиарда тенге. Почему администратор бюджетной программы в лице Министерства промышленности и строительства при выделении средств не учитывает их реальную потребность? При этом сумма недофинансирования по всем утвержденным финансово-экономическим образованиям составляет 96,3 миллиарда тенге, — спросил он.
Таким образом, из-за неэффективного использования бюджетных средств допущено образование на счетах Отбасы неиспользованных остатков бюджетных средств в сумме 58,8 миллиарда тенге. Как эти средства будут осваиваться в будущем? Он надеется, что они пойдут на нужные цели, а не на выплату дополнительных премий и надбавок.
Цифровизация социальных программ Министерства труда и социальной защиты населения также вызывает вопросы. На обеспечение функционирования информационных систем Министерства в 2023 году выделено 28 миллиардов тенге – эти средства освоены полностью. Разработкой, сопровождением и развитием автоматизированных информационных систем социальной трудовой сферы Министерства труда занимается подведомственная организация АО «Центр развития трудовых ресурсов», — говорит Ракымжанов.
По его словам, сегодня центр сопровождает 16 информационных систем социально-трудовой сферы по разным направлениям, но до сих пор между системами нет интеграции. Вся медицинская документация на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности принимается только на бумажных носителях. По данному факту у депутатов фракции СДП возник вопрос: на какие информационные системы было потрачено более 20 миллиардов тенге, если лица с ограниченными возможностями до сих пор стоят в очередях для получения и подтверждения инвалидности?
Он отметил, что также следует отметить, что контроль за исполнением бюджета не снижается. Высшей аудиторской палатой выявлен ряд нарушений. По результатам ответственные должностные лица привлечены к различным видам наказаний. Но здесь хотелось бы знать, кто и за что привлечен к ответственности.
С учетом выше сказанного, а также рекомендаций ВАП по повышению эффективности бюджета, фракция ОСДП воздержится при голосовании по принятию отчета правительства, — подытожил он.