Роман Скляр, являющийся первым вице-премьером Казахстана, в большом интервью рассказал о многих вещах в Казахстане. Не обошел он тему и утильсбора, который до сих пор не сходит с уст народа, передает Bizmedia.kz.
В частности, Скляр поведал, к чему приведет путь отмены утилизационного сбора за транспортное средство.
По его словам отмена всех барьеров, в том числе регистрационного сбора на автомобили старше трех лет, приведет к масштабному возу старых авто, а это, в свою очередь, ухудшит экологию. Про налоги он почему-то не стал говорить. По статистике, в стране сейчас числится 5 млн автомобилей при населении в 20 млн человек.
«Спросите у людей: хотят ли они дышать выхлопами от этих автомобилей? Все голоса должны быть услышаны. Также советовал бы посетить наши заводы и поговорить с людьми, которые там работают. На предприятиях достаточно высокая локализация, в том числе это касается сельхозтехники: все навесное, прицепное оборудование, кабины производятся с техоперациями по сварке, окраске, раскрою и гибке. Наша главная задача – стремиться к увеличению локализации. Цель, которую сейчас ставит правительство – создание сопутствующих производств, чтобы извлечь для страны как можно больше пользы», – подчеркнул Роман Скляр.
По его словам, отечественные автопроизводители произвели в прошлом году 142 тыс. автомобилей.
«Те, кто купил эти машины, не платил утильсбор. Мы стимулируем развитие собственного производства и промышленности, бенефициаром роста которой является каждый гражданин».
По его словам деньги, полученные от утильсбора и поступающие в «Жасыл даму», тратятся правительством открыто, на нужды государства и граждан.
В этом отрезке интервью мы представим вам слова Скляра, где он рассказал о причинах введения утильсбора. По его словам, до вступления нашей страны в ВТО таможенная пошлина составляла 30% на автомобиль, деньги поступали в бюджет.
«Вступив в ВТО, Казахстан принял на себя новые обязательства и открыл рынок. Таможенная пошлина стала 15%. При этом, находясь в едином экономическом пространстве с Российской Федерацией и с Беларусью, которые производят автомобили и ввели утилизационный сбор, мы не могли остаться в стороне от этого. Они ввели утилизационный сбор, в ответ мы также ввели данный платеж. Но тогда в Экологическом кодексе была такая норма, что частный оператор РОП управляет средствами, которые приходят от данного косвенного налога. Ситуацию исправили в 2022 году, сейчас прямым бенефициаром является государство в лице АО «Жасыл даму» Министерства экологии и природных ресурс…
Он отметил, что АО «Жасыл даму» ежегодно показывает в отчетах, куда и на что тратятся эти деньги. А они, как он уверяет, поступают в виде косвенного налога, и тратятся открыто, на нужды государства и граждан. Также эти средства помогают решать и другие задачи — например, по обновлению отечественного автопарка, формированию отрасли по переработке отходов и развитию собственного производства.
Он привел статистику:
- в 2022 году на льготное автокредитование было направлено 100 млрд тенге,
- на лизинг автобусов – 30 млрд тенге.
- на лизинг тракторов и комбайнов в 2023 году — 50 млрд тенге.
Вместе с этим на финансирование обрабатывающей отрасли предусмотрено 265 млрд тенге, в том числе: 185 млрд – на строительство заводов по переработке отходов, 50 млрд тенге – на обновление основных средств МЧС РК, 15 млрд – на лизинг автобусов, 10 млрд – на приобретение противопожарной техники для лесных учреждений и природоохранных организаций, — отметили в правительстве.