Мажилис утвердил Соглашение между Казахстаном и Китаем о развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута. Документ был подписан 17 октября 2023 года в Пекине, передает Bizmedia.kz.
Цель соглашения — стимулирование мультимодальных перевозок по Транскаспийскому маршруту. Планируется использовать преимущества автомобильного, морского и железнодорожного транспорта, что создаст благоприятные условия для грузоперевозок между Казахстаном и Китаем.
Сейчас доставка транзитных грузов из Китая в Европу занимает 19-23 дня, из которых 6 дней проходят через Казахстан, объём грузопотока составляет 6 млн тонн. По соглашению к 2027 году планируется увеличить объём до 10 млн тонн, а сроки доставки до 12-13 дней.
Документ также предусматривает сокращение административных барьеров за счёт автоматизации процесса декларирования транзитных грузов. Для этого запущена программа цифрового транспортного коридора, обеспечивающая удобный доступ к логистическим и экспедиторским услугам на маршруте.
Министр транспорта Марата Карабаева представил доклад по законопроекту «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута».
На ваше рассмотрение представляется проект закона Республики Казахстан о ратификации соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Китайской Народной Республики о развитии международного Транскаспийского транспортного маршрута.
Соглашение направлено на эффективное использование автомобильного, железнодорожного и морского транспорта, создание благоприятных условий для перевозки грузов, а также развитие логистических центров в обеих странах с целью привлечения дополнительного транзитного объема в указанный маршрут.
В 2023 году объем перевозок через Каспий вырос на 65% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 2,7 миллионов тонн. Сейчас идет работа над уменьшением времени доставки грузов из Китая в Европу по этому маршруту. На сегодняшний день сроки транзитной доставки грузов из Азии в Европу сокращены до 18 дней, из которых 6 дней занимает транзит по территории Казахстана. Это в два раза быстрее по сравнению с предыдущим годом.
Проект способствует развитию торгово-экономического сотрудничества между Казахстаном и Китаем и позволяет увеличить объемы грузоперевозок между двумя странами. В целом принятие закона не требует дополнительных финансовых затрат и не приведет к негативным социально-экономическим последствиям.