В январе-апреле доходы составили 5,59 трлн тг вместо ожидаемых 7,16 трлн тг. Разница ощутимая – 21,8% (1,56 трлн тг). Год назад она была меньше – 4,6%. Фактический показатель тогда был выше — 5,61 трлн тг, сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на Telegram-канал Перового кредитного бюро.
Основная проблема — налоговые поступления. Вместо ожидаемых 4,2 трлн тг поступило 3,2 трлн тг (разница — 22,9%, или 0,96 трлн тг).
Не выполнен и план по трансфертам из Национального фонда (НФ), которые являются безвозмездной помощью. Фактический показатель на 28% меньше планового — 1,95 трлн тг против 2,7 трлн тг. Трансферты из НФ делятся на гарантированные и целевые. Гарантированные покрывают текущие расходы РБ, такие как зарплаты и пенсии. Целевые — на инфраструктурные проекты. Гарантированные трансферты выполнены почти полностью — 1,54 трлн тг (разница с планом — 3,1%), тогда как целевые — 0,4 трлн тг (разница с планом — 63,3%).
План по поступлению трансфертов из НФ на четыре месяца составляет 75% от годового плана (2,7 трлн тг из 3,6 трлн тг). РБ получил более половины годовых трансфертов за январь-апрель, но мог бы и больше, если бы не целевые трансферты.
Этот факт поставил под сомнение качество инфраструктурных проектов.
Зависимость доходов РБ от трансфертов из национальных фондов увеличилась за год. Они составляли четверть всех поступлений с января по апрель 2023 года, а с января по апрель 2024 года — 35 процентов.
Фактические расходы республиканского бюджета составляют 6,88 трлн тг. План — 7,24 трлн тг. Более 40% всех расходов ушли на здравоохранение (0,72 трлн тг), образование (0,31 трлн тг) и соцобеспечение (1,79 трлн тг), в основном на пенсии и пособия (1,78 трлн тг).
Дефицит республиканского бюджета составил 1,4 трлн тг, что намного больше планируемого (0,2 трлн тг). План по займам для финансирования дефицита превысили на 15,4%. Планировали занять 2,16 трлн тг, а заняли 2,49 трлн тг. Погашение займов составило 1,15 трлн тг (100% исполнения).
Мажилис согласился с поправками Сената в закон о снижении закредитованности населения
Депутаты Мажилиса поддержали поправки Сената в Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по минимизации рисков при кредитовании, защите прав заёмщиков и регулировании финансового рынка». 23 мая сенаторы вернули в Мажилис закон о снижении закредитованности населения с поправками.
Новый закон запрещает выдачу кредитов гражданам с просрочкой более 90 дней и без согласия супруга. Также введены меры против кибермошенничества: теперь банки и микрофинансовые организации обязаны идентифицировать клиентов по биометрическим данным.
Сенаторы предложили изменения: перевести финансирование Агентства по регулированию финансового рынка из республиканского бюджета на бюджет Национального Банка и продлить на 60 дней отсрочку для срочников. Это поможет уволенным в запас военнослужащим найти работу и восстановить платежеспособность.
Спикер Сената Маулен Ашимбаев отметил, что депутаты Парламента разработали системные изменения для снижения закредитованности населения по поручению президента Токаева. Законом вводится двухлетний мораторий на уступку коллекторам долгов граждан по кредитам до 1 мая 2026 года, усилены механизмы защиты прав в досудебном регулировании, расширены полномочия банковского омбудсмена и введен микрофинансовый омбудсмен.
Ашимбаев добавил, что изменения сенаторов совершенствуют закон. Меры обеспечат защиту прав граждан и снизят закредитованность населения.
Закон включает поправки, запрещающие выселение из единственного жилья в отопительный сезон семей с детьми и инвалидов. Сенаторы поддержали эту идею и заявили, что аналогичные меры должны касаться автомобилей и спецоборудования, так как они часто являются основным источником дохода.