Комитет защиты прав потребителей предложил ввести гражданско-правовую ответственность предпринимателей, которая будет выражаться в виде штрафа, назначенного судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не урегулированы на досудебной стадии, передает Bizmedia.kz.
Размер штрафа будет варьироваться от 10% до 50% в зависимости от суммы иска.
Этот правовой инструмент предназначен для стимулирования бизнес-сообщества без вмешательства государства. Об этом заявил председатель Комитета защиты прав потребителей МТИ РК Аскар Тынысбеков на СЦК.
Основная цель этой меры — мотивировать бизнес к досудебному разрешению споров с потребителями и направить его на общественное благо. «Гражданско-правовой штраф станет ключевым механизмом для общественных институтов защиты прав потребителей, что повысит конкуренцию на внутреннем рынке и стимулирует потребителей к объединению для защиты своих интересов», — отметил спикер.
Также предложены поправки для усиления защиты прав потребителей в онлайн-торговле. Согласно действующему Закону, требования к офлайн-продавцам распространяются и на онлайн-продавцов, но они не всегда соблюдаются, особенно на электронных торговых площадках. Поэтому предлагается обязать владельцев этих площадок включать в договоры с предпринимателями обязательства по соблюдению законодательства о защите прав потребителей.
Для усиления защиты прав потребителей в законодательство будут включены новые поправки
Документ поступил на рассмотрение в Мажилис в прошлом году. На данный момент проведено около 15 совещаний рабочих групп. Депутаты предложили несколько изменений, направленных на улучшение защиты прав потребителей. Об этом заявил председатель комитета по защите прав потребителей Аскар Тынысбеков на пресс-конференции в СЦК.
«Согласно новым положениям, потребителям предоставляется выбор способов защиты своих прав, повышение роли общественных организаций по защите прав потребителей, включая введение омбудсмена в этой области, установление гражданско-правовой ответственности предпринимателей за игнорирование потребительских споров на досудебной стадии и другие изменения», — отметил спикер.
Проверки проводятся на основании жалоб потребителей
За текущий период осуществлено 551 внеплановая проверка и 130 профилактических мероприятий, что на 500% больше по сравнению с прошлым годом. 63 бизнеса оштрафованы на 5 млн тенге, предупреждения получили 618 субъектов предпринимательства.
По словам председателя Комитета по защите прав потребителей Аскара Тынысбекова, также ведется работа по подаче исков.
«С начала 2023 года подано 169 исков, в 109 из которых Комитет и департаменты выступали третьими лицами. В результате мер, принятых в прошлом году, права потребителей были защищены и возвращено более 1 млрд тенге, что на 135% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — сообщил спикер на пресс-конференции в СЦК.