Министра промышленности и строительства Каната Шарлапаева спросили, правда ли, что он лоббирует интересы автопроизводителей и по этой причине отказывается отменить утильсбор в Казахстане. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Шарлапаев отметил, что данная дискуссия направлена на пользу определенных людей. По его словам, многие из тех, кто инициирует отмену утильсбора, занимаются перепродажей автомобилей, привезенных из-за рубежа. Министр подчеркнул, что это люди, которые зарабатывают на перепродаже машин, и их вклад в экономику отличается от вклада в индустриальное развитие страны.
Шарлапаев сообщил, что встретился с представителями тех, кто настаивает на отмене утильсбора, и обсуждение этой темы показало, что отмена может негативно сказаться на промышленности, в которой работает большое количество людей.
Министр также отметил, что петицию об отмене утильсбора подписали 49 тысяч 200 человек, но примерно такое же количество людей занято на предприятиях, производящих автомобили и сельскохозяйственную технику.
Министр считает, что интересы группы людей, занятых в перепродаже, не должны ставиться выше интересов работников заводов, и призвал к более взвешенному подходу в решении данного вопроса. Канат Шарлапаев подчеркнул, что на данный момент пересмотр утильсбора не рассматривается.
Отмена утильсбора для сельхозтехники
Сенатор Али Бектаев предложил отменить утильсбор для сельхозтехники в Казахстане. Соответствующий запрос он озвучил 16 мая на заседании палаты.
В своем запросе Али Бектаев отметил проблемы износа и дефицита сельскохозяйственной техники. По его словам, 76 процентов сельхозтехники в Казахстане изношено. На полях не хватает 65 тысяч тракторов и 43 тысяч комбайнов.
По его словам, в стране работают 10 заводов по производству сельхозтехники и 8 заводов по производству самоходной техники. Но уровень казахстанского содержания в тракторах и комбайнах составляет всего 42-44 процента. Основные запчасти импортируются, поэтому цена конечной продукции высока и недоступна для аграриев. Кроме того, легкие сельхозустройства и оборудование для заготовки кормов производятся за рубежом.
«Почему мы не можем производить эту технику из металла? Есть ли в Казахстане государственная политика по развитию аграрного машиностроения?» — спросил Али Бектаев.
Сенатор также отметил высокую стоимость утильсбора за новую сельхозтехнику. Это мешает крестьянам покупать новую технику и вынуждает их ремонтировать старые тракторы и комбайны.
Он сказал, что на 2024 год утильсбор составляет от 370 тысяч до 7,3 миллиона тенге за трактор и от 1,6 до 8,3 миллиона тенге за комбайн. Для крестьян это значительные суммы. Хозяйства, которые не могут уплатить утильсбор, перестают покупать новую технику. Сеют и собирают урожай на старой технике, используют старые машины на запчасти, а остальное сдают в металлолом.
Он задался вопросом, какова роль «Жасыл даму», которое собирает деньги за утильсбор? Он считает, что государство выиграет, если откажется от утильсбора с сельхозтехники.