Случилась тестовая транзитная автоперевозка по маршруту Китай-Казахстан-Азербайджан-Грузия по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, передает Bizmedia.kz.
В Актау состоялось собрание Казахстанско-Китайской комиссии по автотранспорту, на котором обсудили данное событие. Первые три китайских грузовика, отправившиеся из Урумчи и весом 80 тонн, 23 мая были погружены на паром в порту Курык в Актау для продолжения пути.
Председатель Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля МТ РК Али Алтай отметил, что подписанное в прошлом году соглашение с Китаем открыло новые возможности для торговых связей, позволяя автотранспорту напрямую добираться до крупных торговых городов двух стран и проходить транзитом через их территории.
Морские перевозки из Китая в западные страны занимают до 52 дней, железнодорожные – до 22 дней, тогда как автоперевозки могут сократить этот срок до 12 дней с доставкой «от двери до двери».
Также обсуждался дополнительный обмен бланками разрешений на 2024 и 2025 годы. Количество разрешений на 2024 год составит 120.000 единиц, с планом оцифровки процесса в следующем году и переходом на электронные бланки. Стороны договорились об неограниченном количестве выдаваемых разрешений.
В 2023 году объем грузов по этому маршруту увеличился в 1,5 раза и достиг 1,8 млн тонн. В первом квартале 2024 года объем увеличился на 63% до 450,1 тыс. тонн. Основными грузами являются бумага и изделия из нее, продукты питания, древесина, машины и оборудование, а также продукты животного происхождения.
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ или Middle Corridor, Средний коридор, Срединный коридор) — международный транспортный коридор через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и Европу. Маршрут также развивает проект «Один пояс, один путь», возрождая великий шёлковый путь в современных реалиях.
Открыт в 2017 году. Запущено три контейнерных поезда: Шихези (Китай) — Кишлы (Азербайджан), Ляньюньган (Китай) — Стамбул (Турция), Ильичевск (Украина) — Достык (Казахстан).
На 2021 год по маршруту транспортируются нефтехимия, черные и цветные металлы, уголь, ферросплавы, сельскохозяйственная продукция. Осуществляется контейнерная перевозка грузов. С 2017 по 2020 год перевезено 3,9 млн тонн грузов.
В мае 2022 года отправилась первая партия груза из Китая в Финляндию. 16 декабря 2022 года Узбекистан отправил первую партию груза в Европу. Поезд из 46 вагонов и 91 контейнера отправился в Болгарский порт Бургас с медным концентратом Алмалыкского горно-металлургического комбината.
В ноябре 2023 года порт Актау принял два новых танкера Taraz и Liwa для перевозки нефти. С 2022 года, после нарушения торговых маршрутов из-за российского вторжения на Украину и нападений хуситов в Красном море, показатели маршрута повысились.